Язык и мышление
До сих пор мы рассматривали процессы овладения языком и расстройства устной и письменной речи, не затрагивая вопроса о функциях языка. Язык, как любая другая форма коммуникации у животных, должен в какой-то степени выполнять роль энергосберегающего устройства. Попробуйте представить себе, насколько трудно объяснить что-нибудь человеку, который не говорит на вашем языке. Чтобы он понял простейшую просьбу или указание, вам придется долго и старательно пытаться выразить свою мысль с помощью мимики и жестов. Без языка можно сообщить только самую элементарную информацию. Разумеется, язык нужен не только для того, чтобы объяснять дорогу. Поскольку с помощью языка человек может выражать сложные мысли, язык является важнейшим инструментом социального взаимодействия и необходим для формирования социальных связей. На самом деле, некоторые выдающиеся теоретики психологии развития, такие как Выготский, утверждали, что развитие психики человека строится и структурируется вокруг языкового развития, который необходим для формирования социальных связей.
Несмотря на то что язык является важнейшим социальным инструментом, исследователи уделяли больше всего внимания изучению взаимодействия между языком и мышлением. На первый взгляд кажется очевидным, что между этими двумя психическими функциями существует связь: для мысли не существует физических преград, и она зависит только от способностей человека и от его воображения. Язык столь же свободен и является идеальным средством выражения мысли. Однако насколько глубока и тесна эта связь?
Наиболее крайняя точка зрения по этому вопросу выражена в гипотезе Сепира—У орфа, названной так в честь выдвинувших ее лингвистов. Она основана на двух основных принципах, которые часто упоминаются в литературе. Согласно принципу лингвистического детерминизма, язык определяет мышление. Принцип лингвистической относительности гласит, что люди, говорящие на разных языках, мыслят по-разному, что обусловлено различиями в структуре этих языков. В этой связи часто приводят следующий пример: в большинстве языков имеется всего лишь по несколько слов, имеющих значение «снег», но в эскимосском языке таких слов очень много1. По сравнению с представителями других культур, эскимосы знают больше слов для обозначения снега, поэтому они могут распознавать больше различных типов снега. Отметим, что в основе всех этих рассуждений лежит аксиома: мышление формируется под влиянием языка. В настоящее время это утверждение часто называют сильной формулировкой гипотезы Сепира—Уорфа, поскольку оно слишком догматично. Однако по логике вещей оно кажется несостоятельным. Например, как в языке могут появиться различные названия для объектов, если сначала не подумать об этих объектах? Если человек решил выдумать названия для различных видов дождя, то он может сделать это, только увидев эти разные дожди и подумав над названиями для них. Различные виды дождя не могут появиться лишь из-за того, что кто-то придумал для них имена.
Дата: 20 марта 2013