Влияние контекста

 

В значительной степени социальное суждение зависит также и от контекста его формирования. Существует два основных вида контекстуальных влияний на социальные суждения: контраст и ассимиляция. Под контрастом подразумевается эффект искажения суждения в сторону удаления от окружающего контекста. Так, например, лица на фотографиях оцениваются как гораздо менее привлекательные, когда их показ предваряется демонстрацией очень привлекательного лица. Под ассимиляцией понимают искажение суждения в направлении, совпадающем с контекстуальным стандартом. Например, при одновременной демонстрации очень привлекательного человека и менее привлекательного возникает тенденция к более благоприятным оценкам, даваемым менее привлекательному лицу, чем в том случае, когда другое привлекательное лицо не представлено для сравнения.

Что определяет возникновение эффекта контраста или ассимиляции? Ассимиляция впечатлений с контекстом происходит, когда люди обрабатывают информацию о другом человеке на достаточно поверхностном уровне; вероятность этого эффекта меньше, когда поведенческая информация о человеке, являющемся объектом восприятия, обрабатывается более тщательно и систематически, как это происходит в случаях, когда у человека есть мотив быть точным.

В отношении впечатлений социальный контекст информативен уже сам по себе. Примечательно, что, получая информацию о характерных чертах и особенностях поведения другого человека, люди часто обращают основное внимание на прагматические значения данной информации, т. е. фокусируют свое внимание на том, почему эта информация была передана. Например, если ваш сосед по комнате рассказывает вам что-то негативное о вашем общем друге, это может каким-то образом изменить ваше впечатление об этом друге, но это также заставит вас задуматься над тем, зачем ваш сосед сделал подобное замечание. Таким образом, информация о другом человеке не всегда оказывает одинаковое воздействие. Это зависит от контекста передачи информации и от цели, с которой передается информация.

Наша собственная роль в определенном контексте также оказывает влияние на то, какие суждения мы формируем о других людях. Во время демонстрации этого явления Элайк и Клотц  предложили участникам эксперимента вести себя во время взаимодействия с партнером как интроверты или экстраверты. Люди, которым было предложено поведение интроверта, оценивали своих партнеров как в большей степени обладающих качествами экстраверта, а те, кому был предложен вариант поведения экстраверта, увидели своих партнеров соответственно более похожими на интровертов. Очевидно, что участники не смогли принять во внимание свою собственную роль в формировании поведения партнера.

Как показывает данное исследование, для многих особенностей поведения контекстная информация может быть непонятна. Контекст может быть трудноуловимым, поэтому, когда человек пытается сделать выводы о личностных особенностях конкретного человека, он может не заметить того, какую роль контекст или ситуация играют в проявлении и поддержании определенных особенностей поведения. Осознание роли контекста в формировании поведения, по всей вероятности, является вторичным процессом, происходящим после того, как люди делают выводы о склонностях конкретного человека.

Дата: 17 августа 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 3*6-6