Выступив последователем Баха
Выступив последователем Баха, Брамс постоянно опирался на традиции его хоровой музыки, но особенно плодотворными были связи «Немецкого реквиема» с пассионами. Они прослеживаются и при более детальном сравнении этих произведений в плане драматургии и тематизма. Здесь следует отметить такие важнейшие общие закономерности, как опора на национальные песенно-хоровые истоки, суммированные в жанре хорала, проникновение хорального начала в особенности построения мелодической фразы, в принципы гомофонного изложения материала. Сходство выявляется и в построении самих вокальных фраз, для которых часто характерно закругленное, будто «никнущее» окончание, придающее тематизму элегически-мягкий характер.
Исследователи творчества Брамса все же считают, что наиболее явной предшественницей «Немецкого реквиема» является кантата Баха 106 «Actus Tragicus», в которой образы страха перед смертью были заменены спокойным и мудрым пониманием справедливости этого акта.
Позднее идея создать немецкую заупокойную службу была подхвачена рядом немецких музыкантов, однако их методы работы абсолютно непохожи на замыслы Баха и Брамса47. Обычно композиторы обращались здесь к более или менее вольным переводам латинского текста, сохраняя при этом многие образные и смысловые акценты католического реквиема. Брамс же (вслед за Бахом) опирался на иные поэтические источники: он подобрал из немецкой Библии слова, смысл которых обращен ко всему человечеству, независимо от веры и убеждений. Выделяясь своей нетрадиционностью, отсутствием канонизированной образной схемы, этот текст усиливает значение лирико-философского начала, трактующего смерть как избавление от страданий, болезней, бедствий. Именно такое отношение к смерти было закреплено и в строках, выбранных Брамсом для «Четырех строгих напевов» (см. об этом на с. 419).
Советуем посмотреть: blagovestchoir
Дата: 14 сентября 2016