Уверенность в эксперименте
При оценке поведения мы должны быть уверены, что действительно измеряем то, что намеревались измерять, а не регистрируем случайные эффекты, обусловленные другими переменными. Например, предположим, что нас интересует влияние температуры воздуха в производственном помещении на продуктивность работы. Поэтому мы выявляем изменения продуктивности после повышения температуры в офисе, но в то же время мы повышаем зарплату работников. Если мы обнаружили, что после этих изменений продуктивность увеличилась, то трудно заключить, что это вызвано повышением температуры, поскольку одновременно происходили и другие изменения, которые способны повлиять на продуктивность. Вернемся к нашему примеру с тестированием памяти и предположим, что в то время, когда испытуемый запоминал числа, через громкоговоритель транслировалась запись обычных домашних шумов. Можно ожидать, что это повлияло на результаты испытуемого, поэтому нельзя сказать, что мы измеряли «чистую» память, поскольку при наличии отвлекающих факторов способность к запоминанию ухудшается.
Таким образом, психолог попадает в «вилку Мортона»1 — что бы он ни сделал, кому-нибудь это не понравится. Если мы изолируем какую-либо базовую форму поведения и будем тестировать ее в изоляции, то мы сможем получить довольно верную картину этого поведения. Она получена для случая с памятью на числа, которая в настоящее время исследована почти во всех возможных вариантах, вплоть до способности испытуемых к запоминанию чисел при погружении под воду в снаряжении ныряльщика. Проблема в том, что наши результаты будут иметь практическую ценность только в том случае, если нам удастся интегрировать полученную информацию с ситуациями «реальной жизни». Но как только мы это сделаем, появится столько искажающих переменных, что будет очень трудно или даже невозможно выделить интересующий нас навык. Стремясь к реализму, мы должны пожертвовать точностью, а стремясь к точности, мы жертвуем реализмом. К сожалению, эта головоломка не имеет решения — психологи должны стараться проводить свои исследования, не отрываясь от реальности и не делая их чрезмерно обобщенными.
Дата: 27 октября 2012