Тональные сдвиги

 

Тональные сдвиги в пределах одной песни тоже подчинены логике развития содержания. Руководствуясь конкретным заданием, Шуберт использует здесь разнообразнейшие формы тематической организации материала. Поскольку в центре внимания композитора находится показ состояния, он исходит из куплетной песенной формы, расширяя, усложняя ее в соответствии с обликом отображаемого душевного движения. В сочетании с соответствующим интонационным материалом и модуляционным смещением это создает то богатство типов состояния, которое позволяет превратить цепь песен во взаимосвязанную, драматургически обусловленную последовательность. Единство обеспечивается внутренним тематическим родством всех песен цикла.

Связь эта, однако, в противоположность бетховенскому производному контрасту наглядно не обнаруживается. Она является результатом скрытой вариантной зависимости отдельных звеньев друг от друга. Тематический стержень стоит как бы за произведением, обеспечивая возможность гибкого отображения отдельных состояний, чередующихся, на первый взгляд, совершенно свободно. Ведущее значение в соблюдении такого замаскированного единства имеет сходство мелодий по типу изложения при свободном интонационном варьировании. В ряде песен Шуберт опирается на использование стойких мелодических зерен. Варианты приобретают характер мотива-заставки.


Мы рекомендуем: www.art-bloha

Дата: 14 сентября 2016



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 11+18-9