Теория научения психологии

 

Научение и память многие не без основания считают синонимичными понятиями, поскольку можно утверждать, что они не могут существовать друг без друга. Ясно, что научение невозможно, если не запоминать усвоенный материал, и точно так же хранящуюся в памяти информацию невозможно интерпретировать без знаний, приобретенных в результате научения. Тем не менее, несмотря на столь тесную взаимосвязь между научением и памятью, исследования этих процессов обычно проводятся различными методами. В этой и следующей главах мы рассмотрим исследования, посвященные научению и памяти.

Классическое обусловливание

Для многих людей теория научения ассоциируется с исследованиями Павлова и с его собаками, у которых при звуке колокольчика начиналось слюноотделение. Русский физиолог Иван Петрович Павлов, активно работавший в начале XX века, исследовал физиологию пищеварительной системы. Большинство научных открытий делается в результате систематических исследований, но иногда к открытию приводит случайность, и одним из таких примеров является открытие Павлова.

Павлов исследовал выделение желудочного сока и слюны в процессе пищеварения и ставил опыты на собаках. Ему приходилось заниматься таким малоприятным делом, как извлечение вышеупомянутых жидкостей и проведение их анализа. Когда мы видим пищу, у нас начинается слюноотделение. Павлов обнаружил, что иногда у собак начиналось слюноотделение в отсутствие пищи, казавшееся на первый взгляд беспричинным. Он стал наблюдать и заметил, что слюна выделялась тогда, когда в комнату входил один из его помощников — тот самый, который обычно кормил собак. Этот момент стал поворотной точкой в истории психологии, так как Павлову пришлось выбирать между двумя решениями — исследовать этот феномен или уволить ассистента. К счастью для ассистента и для нас с вами, Павлов выбрал первый вариант. Павлов рассуждал примерно следующим образом: слюноотделение у собак обычно начинается перед кормлением. Очевидно, что сам ассистент выглядит не настолько аппетитно, что собакам хочется его съесть. Это означает, что для собак этот человек ассоциируется с пищей, и слюна при его появлении выделяется у них потому, что они предвкушают кормление. Важно то, что обычно появление человека не вызывает у собак слюноотделения, но благодаря сформировавшейся ассоциации между человеком и пищей собаки начинают реагировать на человека так же, как они обычно реагируют на пищу. ЗатеАм у Павлова возник вполне логичный и чрезвычайно важный вопрос. Если может сформироваться ассоциация между появлением ассистента и пищей, то возможна ли такая же связь между другими несъедобными вещами и пищей?

Дата: 24 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 8*8-9