Теории социальной психологии
В противоположность этому коллективистские культуры уделяют особое внимание преданности семье, следованию групповым нормам и сохранению гармонии в социальных отношениях с членами своей группы. Центральное место в культурных нормах и ценностях многих африканских, азиатских и латиноамериканских обществ занимает коллективизм. Примеры этого можно найти в литературных произведениях азиатских авторов, в которых часто восхваляются герои, выполняющие свои обязанности по отношению к семье или императору, иногда вопреки сильному искушению провести время более приятным образом. В любой коллективистской культуре групповые цели должны преобладать над индивидуальными предпочтениями, и собственное «Я» личности в значительной степени определяется принадлежностью к группе. В коллективистских культурах ценится личность, способная приспосабливаться к группе. Так, японская пословица предупреждает: «Ноготь, который торчит в сторону, отколется». В индивидуалистских культурах, напротив, приветствуется личность, выделяющаяся на фоне других; американцы замечают, что «скрипучее колесо всегда получит свою смазку».
Иногда одно и то же понятие в индивидуалистских и коллективистских культурах приобретает разное значение. В Соединенных Штатах под «независимостью» обычно подразумевается право делать то, что хочешь, свободу от принуждения со стороны группы. В коллективистских культурах «независимость» скорее обозначает, что человек не является обузой для других, не предъявляет непомерных требований к своей семье или друзьям.
В таких больших и сложных по составу обществах, как Соединенные Штаты или Канада, индивиды часто подвержены влиянию более чем одной культурной или этнической группы. Некоторые исследования показывают, что в Соединенных Штатах американцы испанского происхождения более склонны к коллективизму, чем другие американцы. Однако чем дольше американцы испанского происхождения испытывают влияние англо-американской культуры, тем большими индивидуалистами они становятся. Заметное проявление коллективизма наблюдается также среди американцев азиатского происхождения. Иногда люди, живущие в условиях смешения культур, испытывают сомнения в том, какому культурному образцу следовать. Ученица десятого класса, китаянка по происхождению, иммигрировавшая в Соединенные Штаты в возрасте 12 лет, так описала свои чувства:
Я не знаю, кто я. Я — это хорошая дочь-китаянка? Или я — американский подросток? Когда я провожу время со своими друзьями, мне кажется, что я предаю родителей, потому что веду себя как американка, но я также чувствую, что никогда по-настоящему ею не стану. На самом деле я никогда не чувствую себя хорошо сама с собой.
Тема идентификации с этническими группами рассматривается далее в главе 4. Социокультурные подходы помогают нам исследовать особенности социального поведения как внутри нашей собственной культуры, так и в отношении различных культур. В этой книге мы расскажем вам об исследовании, целью которого является понимание культурного и этнического многообразия. Помимо основного текста, отдельные главы имеют специальные разделы, названные нами «Факты культуры», иллюстрирующие важные аспекты человеческого многообразия.
Дата: 19 октября 2012