Теории овладения языком
Из сказанного выше ясно, что к пяти или шести годам дети уже владеют достаточно развитой речью. Остается открытым вопрос о том, каким образом происходит развитие речи. По-видимому, самый простой ответ предложен Скиннером, который считал, что приобретение речевых навыков в основном происходит посредством научения. Дети подражают окружающим, и если говорят правильно, то получают поощрение в виде похвалы, либо роль вознаграждения играет сам факт того, что их поняли. Научение начинается с относительно простых слов и предложений, которые могут стать основой для более сложных языковых конструкций.
Все-таки подражание вряд ли является основным механизмом овладения языком, если вспомнить, например, о таких ошибках, как перераспространение, о котором говорилось выше. Если ребенок слышит, как другие употребляют правильную форму прошедшего времени глагола to run, но упорно продолжает говорить runned, то это означает, что он не повторяет слова, как попугай, а при овладении речью следует каким-то заложенным в глубинах его психики правилам. Кроме того, практически все люди достигают достаточно высокого уровня владения речью, который не зависит от интеллектуального уровня человека. Если бы научение являлось единственным механизмом овладения языком, то различия в языковых способностях были бы гораздо значительнее тех, которые обнаруживаются на самом деле. Основываясь на этих и прочих соображениях, Ноам Хомский создал теоретическую модель овладения языком. Он считал, что речевые способности наследуются генетически и регулируются так называемым механизмом овладения речью. В целом этот механизм весьма сложен, но его основная сущность вполне доступна пониманию. Ясно, что высказывания, имеющие различную словесную формулировку, могут тем не менее означать одно и то же. Хомский утверждал, что смысл высказываний определяется их глубинной структурой, которая, в сущности, и выражает их содержание, не зависящее от поверхностной структуры высказывания. Хомский разработал ряд процедур, или правил, трансформационной грамматики, с помощью которых можно преобразовывать высказывания, переходя от их поверхностной структуры — к глубинной. По мнению Хомского, эти процедуры являются главным компонентом механизма овладения языком и заложены в психике человека от рождения. Более того, механизм овладения языком имеется у всех людей; этим объясняется тот факт, что во всех культурах дети обычно осваивают свой родной язык примерно с одинаковой скоростью. По той же причине закономерности развития речевых навыков практически одинаковы для всех языков.
Дата: 29 марта 2013