Своеобразные ответы на реплики субъекта психологического исследования

 

Как видно из тестового диалога, Кейт вполне способна отвечать на реплики Рут таким образом, чтобы поддержать разговор. Это один из начальных этапов овладения прагматикой: распознавание структуры речи и намерений собеседника и умение манипулировать словами. Кроме того, ребенок должен научиться просить собеседника повторить те слова, которые ребенок не расслышал или не понял. Дети также приобретают способность понимать, что разные слушатели имеют неодинаковые знания и ожидания. Например, объясняя что-либо маленькому ребенку, дети обычно употребляют простые слова, а обращаясь к взрослым, они пользуются более сложным лексиконом.

Нам осталось рассмотреть последнюю составляющую системы языка — семантику, то есть умение понимать смысл слов. В литературе часто упоминаются следующие цифры: к полутора годам словарный запас среднего ребенка сводится к 25 словам; к шести годам он возрастает до 15 тысяч. Если эти данные верны, то простой арифметический подсчет показывает, что ребенок в возрасте от полутора до шести лет выучивает в среднем 9-10 слов в день. Определение словарного запаса всегда сопряжено с трудностями, и почти невозможно учесть все слова, которыми пользуется человек. Но даже если приведенные цифры неточны, то все равно ясно, что расширение лексикона происходит поразительно быстрыми темпами.

Даже при такой феноменальной скорости увеличения словарного запаса дети иногда испытывают затруднения, пытаясь подобрать нужное слово. Поэтому в тех случаях, когда дети не знают названия предмета, они иногда неправомерно используют одно и то же слово для обозначения целого класса объектов. Таким образом, ребенок, знающий слово «собака», может в течение какого-то времени называть собаками некоторых других животных или даже предметы, напоминающие отдельные части тела собаки. Дети старше полутора лет обычно уже не совершают таких ошибок.

Дата: 30 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 6*5-6