Стадия конкретных операций

 

Создавая свою теорию, Пиаже совершил большое путешествие в мир детей, и на этом сложном пути его ожидали многочисленные открытия. В сущности, когда ребенок вступает в стадию конкретных операций, его мировоззрение еще весьма ограничено, однако к концу этой стадии он уже способен рассматривать самые разнообразные ситуации со здравой интеллектуальной точки зрения. Для иллюстрации приведем описания двух наиболее знаменитых экспериментов Пиаже.

Первый из них предназначен для оценки овладения понятием сохранение. Существует много вариантов таких тестов, однако наиболее широкой известностью пользуется следующее задание: ребенку показывают два одинаковых пластилиновых шарика и спрашивают, одинаковы ли эти шарики. Ребенок дает положительный ответ. Затем экспериментатор придает одному из шариков форму колбаски и опять спрашивает ребенка, одинаковое ли количество пластилина содержат шарик и «колбаска». Дети в возрасте до семи лет обычно отвечают, что количество пластилина изменилось. Теория Пиаже дает комплексное объяснение причин подобной ошибки, однако возможно, что дети не умеют сосредоточиваться на тех аспектах задачи, которые важны для ее решения. Например, ребенок может обращать внимание только на высоту пластилиновых фигурок. Поэтому, когда один из шариков скатывают в «колбаску» и его высота уменьшается, ребенку кажется, что пластилина стало меньше. Если ребенок фокусирует внимание на длине фигурок, то ему кажется, что пластилина стало больше, поскольку «колбаска» длиннее. Когда ребенок поймет, что изменение одного измерения обязательно компенсируется увеличением или уменьшением другого, то это означает, что он усвоил смысл понятия «сохранение». Пиаже предлагал детям задания, касающиеся сохранения не только массы вещества, но и объема, количества и т. п., и продемонстрировал, что результат не зависит от вида задания.

В другом исследовании Пиаже изучал детский эгоцентризм. Под этим термином он подразумевал не эгоизм, а незрелость представлений ребенка, считающего, что все остальные люди видят то же, что видит он сам. Пиаже продемонстрировал, что детям присущ эгоцентризм, с помощью задания «Три горы». На стол ставят модель трех гор с характерными вершинами: у одной горы вершина покрыта снегом, на вершине второй установлен крест, а на вершине третьей горы стоит хижина. Ребенка усаживают за стол на определенное место и показывают ему фотографии этих гор, снятые в различных ракурсах. Когда ребенка просят выбрать фотографию с изображением того вида гор, который наблюдает он сам, то обычно он справляется с этим заданием, чем доказывает, что смысл задания ему понятен. Затем ребенку показывают куклу, сидящую за столом в другом месте, и просят выбрать то изображение гор, которое видно с точки зрения куклы. Примерно до восьми лет дети обычно не могут этого сделать и часто опять выбирают ту фотографию, которая соответствует их собственной точке зрения. Другими словами, ребенок в буквальном смысле не может принять точку зрения другого человека.

Как говорилось выше, на стадии конкретных операций в мышлении ребенка происходит множество важных изменений, однако главной особенностью этой стадии является постепенный переход на более сложный уровень мышления. Кроме того, очевидно, что ребенок выполняет задания эксперимента совершенно не таким способом, каким это сделал бы взрослый человек.

Дата: 14 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 16+3-9