Стадиальные теории

 

Одной из важнейших тем исследований в области психологии развития является развитие мышления у детей — могут ли дети с рождения мыслить таким же способом, как взрослые? На первый взгляд такой вопрос кажется странным — очевидно, что дети ведут себя не так, как взрослые, и разве можно предполагать, что они мыслят «по-взрослому»? Данная тема имеет отношение к очень давнишнему спору, не только психологическому, но также и философскому. Мы не будем подробно излагать всю подоплеку этого спора, поскольку его сущность полностью отражена в теориях Локка и Руссо, придерживавшихся диаметрально противоположных точек зрения. Английский философ Джон Локк  утверждал, что новорожденный ребенок может мыслить так же, как взрослый, но у него нет никаких знаний об окружающем мире. Таким образом, ум ребенка представляет собой tabula rasa1, на которой потом будет записан его жизненный опыт. В сущности, различие между ребенком и взрослым заключается только в том, что взрослый больше знает. Французский философ Жан Жак Руссо, основные труды которого были созданы через несколько десятилетий после работ Локка, наоборот, считал, что дети отличаются от взрослых не только количеством знаний, но и характером мышления. Руссо утверждал, что грудные младенцы и маленькие дети могут судить о мире только по сигналам, которые поступают в их органы чувств. Иначе говоря, их представления о мире сводятся к тому, что можно увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать и потрогать. Дети постарше способны к более «интеллектуальному» мышлению, но они все равно не могут мыслить чисто абстрактными категориями — они размышляют о мире почти в буквальном смысле. По мнению Руссо, только в подростковом возрасте люди приобретают способность к действительно абстрактному мышлению.

Многие студенты спрашивают, что в данном случае подразумевается под «абстрактным мышлением». Можно привести в пример способность представлять физические величины в символическом виде и выявлять закономерности, которым подчиняются не только уже наблюдавшиеся феномены, но и все аналогичные им явления, поэтому появляется возможность строить прогнозы на будущее. Хорошим примером такого типа является алгебра — ее невозможно освоить, пока человек не осознает, что алгебраическая формула представляет собой символическое изображение какой-либо функции и что символами можно оперировать независимо от того, какие объекты ими обозначаются. Часто приводят другой пример, не имеющий отношения к математике — это «вопрос о золотой рыбке». Как выглядела бы золотая рыбка, если бы вода была непрозрачной средой? На этот вопрос можно отвечать по-разному. Важно то, что абстрактно мыслящий человек воспримет этот вопрос как приглашение строить различные гипотезы. Человек, неспособный к абстрактному мышлению, будет сбит с толку, поскольку вопрос касается того, чего нет в действительности, и скорее всего, возмущенно ответит «но на самом-то деле вода — прозрачная» или что-нибудь в том же духе.

Таким образом, Руссо утверждал, что, взрослея, дети не только приобретают знания, но и изменяется их способ мышления. По мнению Локка, развитие в основном сводится к простому приобретению знаний. На первый взгляд поставленный выше вопрос кажется довольно трудным, но от ответа на него зависит многое, и в том числе педагогические методы. Если мышление детей в корне отличается от мышления их взрослых учителей, то и подход к их обучению должен быть совершенно не таким, как тот, что необходим в том случае, если они просто не обладают знаниями.

Дата: 17 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 20+2-1