Сравнительный анализ
Во-первых, автор пытается определить соотношение культурных особенностей японской традиции менеджмента и общемировых критериев хозяйственной рациональности. Аоки не ставит под сомнение уникальность японской модели капитализма, на раскрытие которой с начала 1980-х гг. затрачиваются немалые усилия представителей академических и деловых кругов Запада. Тем не менее его подход к прояснению этой специфики нетрадиционен. С одной стороны, ученый, признавая важнейшую роль рыночной среды для формирования японской управленческой практики, подчеркивает, что оригинальность последней проявляется преимущественно в нескольких секторах экономики. Речь идет об автомобилестроении, электротехнической и электронной, а также судостроительной отраслях, где необходима значительная внутри- и межфирменная координация. Мы на координацию производства в зависимости от ситуации на рынке, а не на преследование обособленных целей максимального выпуска на единицу оборудования и стала, по мнению Аоки, важнейшим источником конкурентоспособности Я-фирмы по сравнению с A-фирмой, традиционно полагавшейся на фактор экономии на масштабах производства.
С другой стороны, автор проводит через всю книгу идею об общемировой значимости разработанных во второй половине XX в. новаторских методов управления Я-фирмой. В этом смысле акцентирование многими исследователями внимания на экзотике национальной традиции менеджмента оказывается, по меньшей мере, недостаточным для объяснения экономических успехов Японии. Действительно, сегодня подавляющее большинство эффективных компаний в Америке и Западной Европе активно используют философию управления, ставящую в центр управленческой деятельности так называемый «человеческий фактор» и принципы децентрализации и демократизации. В последние годы рациональность и перспективность такого трансферта управленческих новаций были обоснованы рядом авторитетных исследователей. Характерно суждение, принадлежащее «гуру» современной управленческой мысли П. Друкеру, о том, что именно благодаря применению более эффективных моделей внутрифирменной координации процессов развития новых продуктов японские фирмы сумели обогнать американских конкурентов в деятельности по сокращению сроков инновационных проектов.
Дата: 11 апреля 2015