Социально-психологическое исследование
Как вы узнаете во время чтения этой книги, исследования проводятся также и в летних лагерях, в студенческих общежитиях, в городском метро и даже на пляже этот показ был исключен. Подобная проблема не могла бы возникнуть при проведении лабораторного исследования, потому что исследователям не пришлось бы вмешиваться в практику просмотра телевизионных программ, привычную для мальчиков, и, таким образом, это не привело бы к появлению фрустрации в одной группе и ее отсутствию в другой.
Еще одно преимущество работы в лаборатории — ее удобство и меньшая стоимость. Обычно исследователям гораздо проще и дешевле работать в комнате, расположенной на одном этаже с их офисом, чем отправляться в места проживания и работы исследуемых людей.
Наиболее очевидным преимуществом полевых условий является то, что они более реалистичны и, таким образом, позволяют более легко обобщать результаты, получаемые в реальных жизненных ситуациях. Эти преимущества полевых исследований называются внешней валидностью, отражающей тот факт, что результаты окажутся более надежными в ситуациях, находящихся вне пределов определенной исследовательской ситуации. Внешняя валидность высока тогда, когда результаты исследования могут быть обобщены для других условий и групп населения. Давайте рассмотрим различия между двумя исследованиями, описанными в этой главе: проведенным Хартманном в 1969 году лабораторным экспериментом, посвященным показу насилия на телевидении, и полевым экспериментом, осуществленным для изучения того же вопроса Фешбахом и Сингером.
В лабораторном исследовании, проведенном Хартманном, независимая переменная — насилие на экране — была создана искусственно. Исследователь специально для исследования подготовил короткий фильм. В полевом исследовании Фешбаха и Сингера независимая переменная представляла собой насилие, реально демонстрирующееся по телевидению по всей стране. В исследовании Хартманна зависимая переменная — агрессивное поведение — была искусственной: она определялась силой электрического разряда, применяемого в ситуации «учитель—обучаемый», также специально созданной для проведения исследования. В полевом исследовании Фешбаха и Сингера зависимая переменная была естественной и состояла из оценок наблюдателей, касающихся степени физической и вербальной агрессии, проявляемой мальчиками во время их обычных взаимодействий с товарищами и учителями. Предположим, вы захотите на основе этих исследований сделать обобщенные выводы о том, какое воздействие оказывают телевизионные программы, показываемые в самое популярное среди телезрителей время, на агрессию, проявляемую мальчиками подросткового возраста в их повседневной жизни. Полевое исследование имеет дело именно с таким видом демонстрации насилия на телевизионном экране, повседневным агрессивным поведением и интересующими нас ситуациями, происходящими в реальной жизни. Исследование этого типа будет более подходящим для обобщения. Таким образом, полевое исследование обладает более высокой внешней валидностью.
Дата: 10 октября 2012