Социальные предпочтения респондента
При использовании методики «Потерянное письмо» респонденту не нужно ничего говорить; вместо этого ему предоставляется возможность действовать по отношению к какому-либо объекту исходя из своих политических или социальных предпочтений. Основное преимущество этого метода состоит в том, что свое отношение к объекту испытуемый выражает через действие. Отсылая по почте чужое письмо, он оказывает помощь организации, которой они адресованы, оставляя же письмо без внимания или уничтожая его, он мешает ее деятельности. Иначе говоря, он определяет свое отношение к этой организации самим характером своих действий.
Люди, дающие интервью и заполняющие вопросники, знают, что они находятся в особой ситуации. Они понимают, что были выбраны для исследования и за их поведением внимательно следят. Как показал Милтон Розенберг из Чикагского университета, их обеспокоенность тем, как будут оцениваться их ответы, может сильно влиять на то, что они говорят.
Эта проблема приобретает особенную остроту при исследованиях, затрагивающих политически скользкие вопросы. Каулунский торговец едва ли скажет интервьюеру, что намерен содействовать успехам Пекина.
Несколько лет назад в своем семинаре для выпускников Йельского университета я, совместно с Леоном Манном и Сьюзен Хартер, занимался разработкой методики, которая позволила бы избежать этих проблем — позволяла бы измерять установки на основании действий испытуемых, а не их слов, а испытуемые при этом не догадывались бы, что проходят тестирование. Методика «Потерянное письмо» стала одним из вариантов решения этой проблемы. Потерянные письма позволили нам слегка взбудоражить население и узнать, как у людей обстоят дела с честностью и гражданской ответственностью, но в первую очередь мы стремились использовать частоту возврата писем в качестве показателя того, как люди относятся и — что более важно — как они действовали бы по отношению к различным политическим организациям. Информация, добытая нами, в таком случае имела бы не психологическое, а социологическое значение. Мы ничего не знали бы о людях, которые вернули письма, но имели бы весьма полезные цифры — процент возврата, специфичный для каждого адресата. Сама процедура исследования гарантировала анонимность для тех, кто принимал в нем участие.
Дата: 25 октября 2013