Собирательный образ Парижа
Город — явление социальное. Наверняка с этим согласятся все. Но необходимо добавить к этому важный вывод: восприятие города — это также явление общественное, и в качестве такового требует изучения как в коллективном, так и в индивидуальном аспекте. Не только то, что существует, но и то, что выдвигается на первый план обществом, становится заметным в сознании отдельного человека. Город является коллективным представлением в такой же степени, в какой он представляет собой конгломерат улиц, площадей и зданий. Мы распознаем основные составляющие этого собирательного образа, не только изучая ментальную карту отдельного человека, но и учитывая то общее, что свойственно разным людям. Для этой цели мы и переходим от «клинического» разбора индивидуальных карт к статистическому анализу всех тех карт, которые были составлены испытуемыми.
Спонтанная последовательность отображения элементов городской среды, наблюдаемая в процессе составления испытуемыми карт Парижа, может рассказать нам, что появляется в их сознании в первую очередь, когда они думают о городе. То, что представляется наиболее значительным, возможно, и появляется первым. Имея в виду это обстоятельство, мы с самого начала просили испытуемых нумеровать каждый объект сразу же, как только они изобразят его. Мы специально подчеркивали, что цифры нужно ставить в процессе создания рисунков, а не добавлять их в конце работы.
Большинство испытуемых начинают свои карты Парижа, рисуя неправильный эллипс, обозначающий границы города. В отличие от многих городов в Соединенных Штатах, таких, как, например, Лос-Анджелес, который не обладает четкими очертаниями и чьи границы достаточно расплывчаты, Париж имеет вполне определенную границу, и ее форма запечатлевается в сознании обитателей города. Эта граница четко очерчена и проходит по «ПериферИк» — опоясывающей город скоростной автотрассе, являющей собой современный варинат крепостного рва и отделяющей город от густонаселенных пригородов.
Дата: 08 апреля 2014