Схемы определяют ожидания

 

Схемы также включают в себя ожидания относительно того, что должно произойти. А ожидания в свою очередь могут определять, насколько приятной или неприятной мы находим конкретную ситуацию. Когда опыт совпадает с ожиданиями, результат может быть приятным, в то время как нарушение ожиданий часто ощущается как неприятный результат. Предположим, что чернокожий студент, который сам зарабатывал на свое обучение, тем не менее не смог найти работу, соответствующую его уровню знаний. Данный опыт мог нарушить его ожидания, и велика вероятность того, что это сильно его рассердит. Чувство депривации, связанное с ожиданием, часто называют в числе других причин бунтов и других форм социального возмущения.

Схемы содержат аффективный компонент. Аффективный компонент состоит из чувств, которые мы испытываем в отношении содержания схемы. Соответственно использование определенной схемы может вызвать эмоциональную реакцию, которая называется аффектом, вызываемым схемой. Например, большинство из нас имеют довольно слаборазвитую схему для образа «политик». Она может включать в себя информацию о том, чем занимается политик, или о том, какой тип людей привлекает политическая карьера. В схему также включены любые аффективные реакции, которые мы испытывает по отношению к понятию «политик». Например, некоторые из нас относятся к политикам положительно, рассматривая их как полезных обществу законотворцев, в то время как другие могут относиться к ним отрицательно, считая их людьми хитрыми, эгоистичными и стремящимися к власти. Когда информация из окружающей среды соответствует определенной схеме, она вызывает аффект, прилагаемый к данной схеме. Аффект, вызванный схемой, является эффективным средством обработки информации. Человек может сказать: «Я знаю этот тип людей, и я знаю, какие чувства я испытываю к ним».

При определенных обстоятельствах использование схемы в отношении какого-либо объекта или события может фактически изменить чувства, которые человек испытывает к данному объекту или событию. Серия исследований, проведенных Тессером, продемонстрировала, что простое размышление, в ходе которого активизируется какая-либо схема, может усилить аффект, который человек испытывает к конкретному человеку или объекту. Например, если вы чувствуете, что преподаватель пренебрежительно отозвался о комментариях, которые вы давали в ходе занятия, то чем дольше вы будете об этом думать, тем больше будете расстраиваться. Однако при других обстоятельствах схемы могут сделать аффект более сложным, а не более сильным. Например, если ваш хороший друг однажды резко ответит вам, его поведение в этом случае может вызвать довольно сложную оценку. Вы располагаете таким большим количеством информации о вашем друге и о себе самом, что формирование объяснения для такого поведения может оказаться сложным. Ваша оценка инцидента может быть комплексной.

Дата: 07 сентября 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 12+2-6