Схемы добавляют информацию
Схема может помочь нам восполнить недостающую информацию. Когда мы читаем о полицейском, но не обладаем информацией о его одежде, мы представляем его одетым в синюю форму. Мы предполагаем, что медицинская сестра должна быть сердечной и заботливой, а королева — равнодушной и высокомерной. Недостающая информация восполняется за счет добавления деталей, соответствующих схеме, даже в тех случаях, когда мы вынуждены эти детали изобретать.
Для восполнения недостающей информации часто используются образцы каких-либо иных схем. Например, если образцом или лучшим экземпляром, для вас является «голубая сойка», то при беглом осмотре какой-либо новой для вас птицы вы можете предположить, что эта птица имеет хохолок, потому что хохолок есть у голубой сойки. Однако, если образцом в вашей категории птиц является «малиновка», вы можете с меньшей вероятностью предположить, что у новой птицы, которую вы только что заметили, есть хохолок.
Схемы помогают интерпретации. Так как схемы сообщают нам, как информация из определенной области соотносится с информацией, соответствующей другой области, они помогают нам интерпретировать неясные ситуации. Например, когда педиатр ставит ребенку диагноз «свинка», это позволяет ему с уверенностью сформировать целую серию других суждений: как ребенок заболел, какие должны быть симптомы заболевания, как будет протекать болезнь, какое лечение будет наилучшим и т. д. Человек, не имеющий схемы для такого заболевания, как «свинка», не может этого сделать. Схемы позволяют формировать уверенные суждения о вопросах, которые в ином случае остались бы неясными. Однако данный эффект чаще возникает при наличии сильных, а не слабых схем. Когда люди пользуются слаборазвитыми категориями, такими как «люди-совы» и «люди-жаворонки», сама схема может быть ослаблена новой и потенциально не соответствующей данной схеме информацией.
Дата: 08 сентября 2012