Сбор информации для другого человека
Еще одной важной целью является коммуникация. Процесс сбора информации для другого человека в значительной степени влияет не только на то, какую информацию передают люди этому человеку, но и на то, какие впечатления они сами в конце концов формируют. В 1990 году Седикидес попросил участников исследования сформировать их собственные впечатления об объекте, а затем сообщить информацию об этом объекте независимо от того, является ли она позитивной, отрицательной или нейтральной, третьему лицу. Коммуникативные цели полностью определяли содержание информации, предоставляемой третьему лицу, так что она перевешивала собственные впечатления участника. В действительности участники фактически переформулировали свои собственные впечатления в направлении позитивного, негативного или нейтрального впечатления, в зависимости от того, на что их настроили исследователи в начале эксперимента.
Когда люди сообщают информацию об объекте слушателю, они не только изменяют свои собственные суждения об объекте, но и систематически влияют на впечатления, которые формируются у слушателя. Известно, что когда мы передаем информацию о другом человеке, мы обычно опускаем информацию о смягчающих обстоятельствах, которые могли повлиять на его поведение, и вместо этого представляем поведение как сформированные характерные черты объекта. В результате слушатели могут сформировать более позитивные или негативные суждения об объекте, чем это делают сами рассказчики.
Влияние социальных целей на формирование впечатления о других людях также весьма значительно. Более того, вполне возможно, что это влияние происходит непреднамеренно и неосознанно. Люди, имеющие определенную социальную цель при взаимодействии с другим человеком, по-видимому, формируют суждения, соответствующие их целям в отношении данного человека, даже тогда, когда они не имеют намерения делать это или абсолютно не осознают того, что это делают.
Дата: 08 августа 2012