Рождение божества

 

Если бы в античные времена выходили ежедневные газеты, то легко вообразить себе сенсационные заголовки лета 324 г, до P. X.: «Мятеж в Описе – Александр после захватывающей речи хозяин положения – Казнь зачинщиков».

Что же случилось? Поход Александра завершен, покорена большая часть известного тогда мира. Царь отпускает ветеранов-македонян на родину. Но солдаты, так долго шедшие за ним, чувствуют себя обойденными. В воздухе носится дух мятежа. Александр объявляет войсковой сбор. Его речь производит на македонян впечатление, но раздаются насмешливые выкрики, и он бросается в толпу, хватает одного из крикунов и на месте велит казнить 13 заводил. На следующий день он демонстративно обращается к воинам- персам своей армии и заканчивает свою речь словами: «Те, кто служат царю, должны иметь равные права». Александр, сам македонянин, приближает к себе побежденных персов.

Теперь македоняне смиряются. Александр умеет убеждать словом. Он устраивает пир для 9000 участников, греческие жрецы и персидские маги приносят жертвы, а сам Александр обращается к богам, прося их о взаимопонимании македонян и персов и единении его подданных.

Все достоинства и недостатки Александра нашли отражение в этой драматической ситуации. Он – великолепный пропагандист, его речи проникают в души слушателей. Он - носитель утопической идеи взаимопонимания народов, единения Востока и Запада, идеи, которая и сегодня кажется недостижимой мечтой. В своем обращении он предвосхищает основные положения государственного права, его идеал – справедливость. Одновременно он подвержен вспышкам гнева и не терпит возражений. Говоря о миролюбии, он казнит зачинщиков мятежа. Он справедливый царь, но безжалостный палач, мечтатель и в то же время кровавый завоеватель. Он обращается со словом как с оружием. Он – воплощение власти, ее могущества и слабости. В его личности сплавлены воедино античные культуры, Запад и Восток.

Дата: 30 августа 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 16+16-3