Родитель и учитель начальных школ
Родителям следует советоваться с учителями в выборе доступной детскому возрасту художественной литературы и использовать её в воспитательных целях. Образец такого использования т. Маховой рассказа Л. Н. Толстого мы привели выше. Младшие школьники относятся с доверием к взрослым, особенно к родителям и воспитателям, проявляют полную готовность следовать их руководству. Поэтому они нуждаются в доброжелательном к ним отношении, любви и ласке и в то же время в ровном и авторитетном руководстве.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в немногих, но выразительных словах определил общий тон, который должны усвоить учителя и родители в обращении с детьми. Здесь, как указывал Ушинский, «должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Случается, что ребёнок не всегда слушается родителей, несмотря на все уговоры и ласку. Поэтому в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста не исключаются и наказания. Но к наказаниям нужно прибегать только тогда, когда это необходимо, и притом не часто, иначе ребёнок привыкнет к ним и они на него будут слабо действовать. И в наказаниях надо учитывать возраст ребёнка, не допускать излишне суровых мер воздействия, угнетающим образом действующих на детей.
Разумной настойчивостью в сочетании с лаской и поощрениями можно добиться большего успеха в воспитательной работе с детьми этого возраста, чем строгостью и наказаниями.
Особенно недопустимы телесные наказания, оказывающие вредное влияние на детей и их психику, вырабатывающие у них приниженность, забитость, механическую покорность.
Дата: 17 ноября 2013