Речь младенца

 

Уже с рождения младенец может различать по крайней мере некоторые фонемы, однако в таких тонкостях, как различие между th и/в английском языке, ребенок начинает разбираться только в школьном возрасте. Чтобы научиться произносить фонемы, требуется гораздо больше времени. Некоторые звуки, такие как «п» и «м», дети обычно осваивают на втором году, однако многие другие фонемы они иногда не выговаривают до четырехлетнего возраста и даже дольше. Возраст, в котором ребенок начинает правильно произносить эти звуки, может находиться в пределах довольно широкого диапазона. В некоторых случаях один ребенок может научиться выговаривать тот или иной звук на два года раньше, чем другой ребенок того же возраста. Поэтому в руководствах по воспитанию детей вполне справедливо подчеркивается, что родителям не стоит беспокоиться, если речь маленького ребенка явно «недоразвита» — в большинстве случаев речь становится «нормальной» примерно к пяти годам. Кроме того, не следует считать, что если ребенок неправильно выговаривает какое-нибудь слово, то он не различает соответствующие фонемы. Этот феномен можно проиллюстрировать на примере. Один маленький мальчик не выговаривал «р», поэтому когда он говорил о своей игрушечной рыбке, то у него вместо слова «рыба» получалось «лыба». Если его спрашивали «Это твоя лыба?», то ребенок отвечал: «Нет, это не лыба, а лыба». Однако на вопрос «Это твоя рыба?» он отвечал: «Да, это моя лыба». Ребенок явно слышал различие между словами «лыба» и «рыба», хотя не мог выговорить последнее слово.

Во-вторых, ребенок должен освоить синтаксис, то есть грамматические правила, которым подчиняется язык. В лепете детей раннего возраста можно различить отдельные слова. Во многих ситуациях ребенок с помощью одного слова хочет сообщить нечто большее, чем означает само это слово. Например, слово «молоко» может не просто означать название определенной жидкости, а выражать более сложное желание «Я хочу молока». Начав с такого способа выражения своих мыслей, средний ребенок к полутора годам1 осваивает фразы из двух слов, которые уже более ясно передают достаточно сложный смысл. Затем, примерно к двум годам, ребенок овладевает теле- графиойречью, в которой присутствуют существительные и глаголы, но отсутствуют «служебные слова», такие как союзы, предлоги и артикли 1. Отсюда такие фразы, как «обедать сейчас» или «мама куда?» и т. п. Обычно предложения становятся «полными» и принимают завершенную форму к тому времени, когда ребенок достигает четырех лет. Попутно  типичный ребенок начинает составлять сложные предложения. Кроме того, дети начинают усваивать грамматические правила, причем иногда они пытаются использовать понятое на каком-нибудь примере правило в других случаях, когда оно непригодно. Ошибки такого рода называются избыточной генерализацией  и не всегда означают, что ребенок неверно понял правило. Например, услышав фразу you are, ребенок говорит I are, потому что он усвоил правило. В английском языке прошедшее время правильных глаголов образуется посредством добавления окончания -eel к инфинитиву, и дети часто делают ошибки, пользуясь этим же алгоритмом для неправильных глаголов. Такие ошибки исчезают по мере того, как ребенок запоминает множество исключений из правил и усваивает другие языковые тонкости.

Дата: 02 апреля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 20+11-9