Рабочая память
Модель трех подсистем памяти оказала большое влияние на когнитивную психологию и до сих пор пользуется признанием в качестве общего описания механизма работы памяти. Тем не менее предложенное в ней описание кратковременной памяти было недостаточно подробным и не удовлетворяло потребностям исследователей, поскольку на самом деле у кратковременной памяти гораздо больше функций, чем предусмотрено данной моделью. Обычно тестирование кратковременной памяти проводится следующим способом: испытуемому предъявляют ряд чисел или слов и просят их припомнить. Чем больше элементов ряда способен воспроизвести испытуемый, тем больше объем его памяти. Используются различные варианты этой методики: испытуемого просят либо называть элементы ряда в любой последовательности {свободное припоминание), либо припоминать их в том порядке, в каком они были ему предъявлены {упорядоченное припоминание), либо требования теста более строги и он должен называть элементы ряда в обратном порядке {припоминание в обратном порядке — reverse recall). Чтобы усложнить тест, после предъявления ряда можно поручить испытуемому другое задание, а уже затем попросить его воспроизвести ряд. Такое отвлекающее задание препятствует формированию следа памяти {memory trace){. С помощью подобных заданий можно выявить закономерности запоминания информации в лабораторных условиях, которые, однако, имеют лишь отдаленное отношение к условиям работы кратковременной памяти в повседневной жизни. Например, в жизни чрезвычайно редко возникает необходимость запомнить ряд слов «просто так», без всякой цели. Гораздо чаще приходится удерживать информацию в кратковременной памяти в то время, как человек выполняет другую задачу. Можно привести следующие примеры: когда мы набираем номер телефона, нам необходимо его помнить; производя арифметические расчеты, надо удерживать в памяти числа; или во время разговора следует помнить те сведения, которые следует сообщить собеседнику. Кратко временную память, используемую таким образом, часто называют рабочей памятью. Бэддли и Хитч пересмотрели традиционные представления о кратковременной памяти и разработали модель рабочей памяти, которая пользовалась большим влиянием и была впоследствии модифицирована. В модели Аткинсона и Шиффрина кратковременная память рассматривалась как однокамерное хранилище — это означает, что вся информации хранится в одном «ментальном блоке». Бэддли и Хитч полагали, что кратковременная память состоит из нескольких блоков. Центральный исполнительный блок управляет процессами, происходящими в кратковременной памяти. В этом блоке может сохраняться весьма незначительное количество информации, и его главной функцией является управление работой двух других блоков кратковременной памяти. Первый из них носит название артикуляционная петля ) и отвечает за сохранение вербальной информации. Во втором блоке удерживается визуальная и пространственная информация, поэтому его назвали зри- тельно-пространственным блокнотом.
Дата: 07 февраля 2013