Привязанность в психологии
Другие исследователи социального развития используют более прикладной подход и предпочитают изучать механизмы формирования привязанности, то есть процессы установления эмоциональных связей между людьми, в особенности между родителями и детьми. При обсуждении этой темы традиционно упоминаются работы Джона Боулби и Гарри Харлоу. Серии исследований, проведенных каждым из этих авторов, вызывают яростные научные споры.
В работе Боулби сочетаются идеи, почерпнутые из различных дисциплин, особенно из психоанализа. Ключевой концепцией его модели является монотропия — то есть гипотеза о том, что у ребенка чувство привязанности направлено почти исключительно на одного человека. Идея этого исследования появилась у Боулби в 1940-е годы, когда были получены данные о том, что по сравнению с детьми, воспитывавшимися в «нормальных» семьях, у детей, выросших в приютах для сирот, значительно снижен уровень интеллекта и чаще возникают другие психологические проблемы. Боулби занялся изучением психологии несовершеннолетних правонарушителей и обнаружил, что у детей, выросших без матери, чаще наблюдаются пониженные уровни эмоциональности и фактически нравственного чувства.
В этом исследовании были заложены основы более общей теории, описывающей возможные последствия нарушения связи родитель—ребенок. Теория Боулби базируется также на результатах исследований с участием детей, разлученных с родителями в связи с госпитализацией. У таких детей наблюдалась характерная трехфазная схема поведения: протест, отчаяние и отчужденность. После возвращения в семью у детей часто появлялась сильная сепарационная тревога, поскольку они опасались, что снова будут разлучены с родителями. Очевидно, что такие последствия госпитализации крайне нежелательны. Исходя из этого можно считать, что каждому ребенку необходима надежная привязанность к родителю.
Дата: 28 февраля 2013