Пиаже и его критики
Из представителей современной психологии наиболее активное участие в этом споре принимали Жан Пиаже и критики его теории. Пиаже разработал глубокую и многостороннюю теорию развития психики ребенка, причем он опирался не только на психологические принципы и предпринял попытку объединить биологию с формальной логикой. Важно помнить, что сам Пиаже не считал себя психологом, к чему мы еще вернемся далее.
Соглашаясь с точкой зрения Руссо, Пиаже утверждал, что психика ребенка в своем развитии проходит через несколько стадий, причем для каждой стадии характерен особый способ мышления, в корне отличающийся от мышления взрослых. Существуют три основных периода развития: сенсомоторная стадия ; стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В скобках приведены возрастные диапазоны, приблизительно соответствующие стадиям развития «типичного» ребенка — Пиаже охотно допускал, что некоторые дети взрослеют быстрее, а некоторые — медленнее. Любопытно отметить, что главные эксперименты Пиаже проводились примерно 50 лет назад, и с тех пор при их воспроизведении средний возраст детей, которым удается успешно справляться с тестами Пиаже, постоянно уменьшается. С точки зрения теории Пиаже, это не имеет большого значения — главное не возраст, в котором дети вступают в ту или иную стадию развития, а то, что они обязательно последовательно проходят через все стадии. «Перепрыгнуть» через какую- либо стадию нельзя, и после достижения следующей стадии «регрессия» на предыдущую стадию при обычных обстоятельствах невозможна. Так же как Руссо, Пиаже считал, что по мере перехода к более высоким стадиям мышление ребенка становится все более абстрактным и начинает напоминать мышление взрослых.
Дата: 16 марта 2013