Персонология
Не только фрейдисты и постфрейдисты занимаются тщательным индивидуальным личностным тестированием. Еще в 1930-е годы Генри Мюррей разработал персонологическую методику исследования личности. Он считал, что для глубокого изучения личности человека необходимо подробно проанализировать историю его жизни. В тех случаях, когда ставится цель тщательно исследовать личность конкретного человека, персонологические методы, безусловно, подходят лучше всего. Однако их практическая ценность невелика просто потому, что они требуют слишком больших затрат времени. Кроме того, концентрируя внимание на уникальных особенностях конкретного человека, персонологи не занимаются изучением черт и личностных типов, общих для многих людей. Персонологический подход к изучению личности не является «неправильным», но во многих ситуациях он непригоден.
В некоторых ситуациях желательно оценивать личность человека по его поведению, а не по ответам на вопросы психолога. Дело в том, что иногда люди неправильно понимают вопросы, отвечают на них уклончиво или умышленно дают нелепые ответы; кроме того, ответы на вопросы не дают достоверной информации о личности человека, если он страдает психическим заболеванием. Наблюдение за человеком в условиях «реальной жизни» является ценным методом исследования личности, однако из-за необъективности наблюдателя результаты наблюдений могут быть искажены. Дело в том, что наблюдатель может обратить внимание именно на то, что ему хотелось увидеть, и пренебречь другой важной информацией, поскольку она не соответствует уже сложившимся у него представлениям о человеке, являющемся объектом наблюдения. В большинстве случаев предвзятость наблюдателя бывает непреднамеренной — просто у людей всегда прослеживается тенденция к избирательности в оценках и восприятии. Чтобы избежать подобных искажений, можно использовать контрольные перечни поведения, то есть записывать результаты наблюдений на специальных бланках, где указано, на какие формы поведения должен обратить внимание наблюдатель. Таким образом, наблюдатель обязательно зафиксирует сведения о различных видах поведения объекта, а не только о тех, которые кажутся ему наиболее важными. В некоторых случаях наблюдатели используют оценочные шкалы, указывая степень выраженности определенных качеств. Контрольные перечни составляют таким образом, чтобы наблюдатель не упустил из виду потенциально важную информацию.
По тем же причинам, о которых говорилось выше, психологи часто используют структурированные или полуструктурированные интервью. В первом случае психолог в определенном порядке задает интервьюируемому заранее сформулированные вопросы, записывая каждый ответ. В ходе полуструктурированного интервью психолог также задает «обязательные» вопросы, но строит дальнейшую беседу с интервьюируемым в зависимости от полученных на них ответов. Такие интервью имеют более формальный характер по сравнению с неструктурированными интервью, при проведении которых интервьюер может по своему усмотрению выбирать вопросы и изменять направление беседы. Тем не менее структурированная форма интервью гарантирует, что будут затронуты все важные вопросы ; кроме того, если интервью проходят несколько человек — например, при отборе кандидатов, поступающих на работу, — важно, чтобы всем были заданы одинаковые вопросы.
Дата: 30 апреля 2013