Открытие лингвистических универсалий

 

Открытие лингвистических универсалий привело к дальнейшему ослаблению позиций сторонников сильной гипотезы Сепира—Уорфа. Лингвистические универсалии — это существующие практически во всех языках наборы слов для обозначения ключевых понятий. К их открытию привели исследования по изучению названий, существующих в различных языках для оттенков цветов. В большинстве языков имеется базовый набор слов для описания одного и того же довольно узкого цветового спектра1, поэтому можно утверждать, что одни и те же когнитивные критерии оказывают влияние на формирование всех языков. Наиболее убедительные доказательства несостоятельности гипотезы Сепира—Уорфа получила Рош. Она тестировала туземцев из племени дани, живущих на островах Папуа Новая Гвинея и принадлежащих к доиндустриальной культуре. В их языке имеется только два слова для обозначения цветов. Согласно гипотезе Сепира— Уорфа, при такой ограниченности словарного запаса папуасам должно быть очень трудно различать оттенки цветов. Тем не менее они хорошо справлялись с тестами на запоминание различных цветов и выбирали в качестве «наиболее типичных» цветов  те же или приблизительно те же цвета, которые выбирали носители английского языка. Таким образом, в этом случае язык оказывал слабое влияние на мышление.

В то же время слабая формулировка гипотезы Сепира—Уорфа кажется более правдоподобной. Согласно этому варианту гипотезы, язык не полностью определяет мышление, однако оказывает на него сильное влияние. Рассмотрим пример с названиями автомобилей. В британском варианте английского языка существует множество способов описания автомобиля. Можно назвать фирму-производителя, тип кузова  и год выпуска. Описание может быть более живописным и даже шутливым. Можно описать автомобиль, выбрав для этого идеально точные слова, а при желании  в этом описании будет присутствовать оттенок снобизма. Таким образом, благодаря использованию точных терминов и прагматического подтекста описание может быть весьма впечатляющим и окажет влияние на мысли слушателя. В отличие от этого представитель неиндустриальной культуры может описать автомобиль только в самых общих чертах, поэтому в его описании будет содержаться гораздо меньше информации. В этом смысле язык способен оказывать сильное формирующее влияние на мышление.

Дата: 19 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 17+20-10