Особая функция Я-фирмы в хозяйственной жизни страны
Я-фирма и экономическая теория. Книга «Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике» содержит наиболее полное изложение системы научных взглядов. Ключевое положение в логической цепи рассуждений автора при этом отводится феномену, который он обозначил символичным термином «Я-фирма». Под ним подразумевается собирательный образ «относительно крупной фирмы обрабатывающей промышленности». Используемый метод исследования обоснованно претендует на высокую степень. Он позволяет понять общие закономерности организационного поведения японских фирм, а не ограничиваться раскрытием механизма развития одной или нескольких компании-лидеров.
Особая функция Я-фирмы в хозяйственной жизни страны трактуется автором двояко. С одной стороны, он подчеркивает основополагающее значение крупных фирм для обеспечения во второй половине XX в. экономического роста Японии, динамика и международные последствия которого общеизвестны. И здесь достаточно традиционен.
Однако о другом аспекте авторского толкования Я-фирмы этого не скажешь. Фирма предстает перед читателем как-то место, где изначально формируются основные элементы механизма функционирования любой из подсистем японской экономики. Оказывается, что организация промышленного производства, финансы корпорации, НИОКР компаний, межфирменное взаимодействие и даже функционирование государственной бюрократии в конечном счете опираются на одни и те же принципы, которые детально изучаются в первых главах книги в контексте Я-фирмы. Важнейшими из таких принципов являются горизонтальная структура управления информацией и иерархия рангов как система стимулирования.
Дата: 12 апреля 2015