Оперантное обусловливание

 

Другим видом научения является оперантное  обусловливание, большой вклад в исследование которого внес Беррес Фредерик Скиннер. В самых общих чертах оперантное обусловливание — это процесс, посредством которого можно научить животное или человека выполнять определенное действие, поощряя за него, или отучить от какого-либо поведения, наказывая за него. Оперантным обусловливанием занимался любой человек, который когда-либо пытался дрессировать свою собаку. Собаку обучают выполнению команды «сидеть», вознаграждая ее, если она садится по команде. Точно так же если собака грызет ковер, то ее наказывают. У собаки формируются ассоциации между определенными поступками и поощрениями или наказаниями, и со временем она начинает чаще совершать поощряемые действия, а наказуемые — реже. В других случаях можно использовать поощрения и наказания в менее явных формах. Одним из таких примеров является частичное подкрепление, то есть поощрение определенного поведения только в некоторых случаях. Как ни странно, иногда такой способ действует более эффективно, чем поощрение этого поведения во всех случаях. Например, если условный рефлекс сформирован у лабораторного животного с использованием частичного подкрепления, то после полного прекращения подкрепления рефлекс сохраняется дольше, чем в том случае, когда животное поощряли каждый раз. Распространенным жизненным примером частичного подкрепления являются азартные игры. Опуская монетку в щель игрового автомата или покупая билет мгновенной лотереи, вы не уверены в том, что обязательно выиграете. Выигрыш выпадает время от времени, но этого достаточно для того, чтобы многие стали заядлыми игроками.

Это просто примеры, а лабораторные методы исследования научения, разумеется, должны быть точными и строгими. До Скиннера наиболее интересные эксперименты в этой области были поставлены Эдвардом Торндайком. Он сконструировал для них несколько хитроумных устройств, которые назвал «проблемными ящиками». В такой ящик помещали котенка, который мог открыть дверцу и выбраться из ящика, только выполнив определенное действие. Торндайк наблюдал, что, в первый раз оказавшись в ящике, котенок совершал различные беспорядочные движения, пока ему не удавалось случайно выполнить действие, необходимое для освобождения из ящика. При дальнейших испытаниях котенок выбирался из ящика все быстрее и быстрее — он явно научился открывать дверцу. Для описания результатов этого и других экспериментов Торндайк сформулировал ряд довольно очевидных законов научения. Наиболее известным из них является закон эффекта, согласно которому вероятность повторения какого-либо поведения возрастает, если это поведение вознаграждается, и уменьшается, если за этим поведением следует наказание. Закон неупотребления  говорит о том, что чем реже подкрепляется реакция на стимул, тем слабее становится связь между ними, а согласно закону упражнения часто повторяемое поведение с большой вероятностью будет повторяться и в будущем.

Дата: 20 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 9*9-5