Оценка воздействия программы: общая идея
Следующим логически закономерным шагом эксперимента была оценка влияния на зрителей различных версий стимульной программы. С этой целью членам каждой из четырех групп испытуемых нужно было предъявить в естественной обстановке ящики для сбора пожертвований, идентичные показанным в фильме. Сравнение степени деструктивности поведения представителей различных групп испытуемых и дало бы искомые экспериментальные данные.
Мы набрали необходимое количество испытуемых и предъявили им наш сти- мульный материал в кинотеатре для предварительных просмотров путем проекции на большой экран либо имитируя трансляцию по кабельной сети. Всем испытуемым за участие в эксперименте был обещан приз — транзисторный приемник компании «Дженерал Электрик».
Центр выдачи призов располагался на 23-м этаже довольно запущенного офисного здания, окруженного пестрым скопищем магазинов и банков, книжных лотков, торгующих порнографической литературой, и кинотеатров. Место было самое непритязательное, и наши испытуемые не чувствовали необходимости одеться поприличнее, что облегчало их участие в эксперименте.
Перед тем как отправиться на 23-й этаж, наши испытуемые получали необходимые разъяснения о том, как пройти в офис фирмы «Бартель Уорлд Уайд» или в одну из пяти других фантомных фирм, которые мы учредили специально для нашего исследования. Обстановка во всех офисах была практически одинаковая и вполне стандартная. Ни один из «служащих» не должен был попасться на глаза посетителям.
Дата: 11 октября 2013