Немецкий реквием
Немецкий реквием, 1 Wer nur den lie. ben Gott В «Немецком реквиеме» хорал «Wer nur den lieben Gott» полностью нигде не проводится, но в виде отдельных попевок (особенно первой) возникает почти в каждой части, составляя своего рода лейтинтонацию произведения. Брамс тонко вкрапливает эту интонацию в новые темы, сплавляет ее с различными музыкальными образами, в результате чего она, видоизменяясь и обновляясь, в то же время выступает в качестве тематического стержня. Подобный тип развития можно определить понятием «моноинтонационность». Он оформился в недрах народной немецкой музыкальной культуры. В произведениях Брамса, в медленных частях фортепианных концертов, а особенно в поздних камерных ансамблях (например — в квинтете с кларнетом op. 115) и фортепианных миниатюрах вариационное и вариантное преобра 426 зование кратких мотивов и протяженных тем является ведущим методом, придавая музыке текучесть, свободу и непринужденность в изложении. Уходя своими корнями в склад народных песен, он подтверждает национальный облик музыки Брамса.
При всем единстве образного и музыкально-тематического строя «Немецкого реквиема», в нем выделяются три смысловые линии: философская лирика, драматическое начало и объективноэпическая сфера генделевского плана. Значение этих образов в произведении неравноценно. Ведущее место, как уже отмечалось, принадлежит лирическому началу; однако драматическая линия, оттеняя лирику, делает ее более индивидуализированной и проникновенной. Третья же группа — объективно-эпические образы — уравновешивает основной контраст, придавая сочинению классическую цельность, поднимая субъективно-психологические переживания до высот философских обобщений.
Возможно, вам пригодится: derevianko.net
Дата: 12 сентября 2016