Недостаток модели Пиаже

 

Недостаток этой модели состоит в том, что Пиаже рассматривал довольно узкий диапазон ситуаций, предлагая детям довольно простые моральные дилеммы, связанные в основном с распределением поощрений и наказаний. Кроме того, можно утверждать, что нравственные принципы значительно сложнее и тоньше, чем суждения о том, заслуживает ли наказания данный персонаж. Поэтому модель Пиаже требовала доработки, которую провел Лоуренс Колберг. Начиная со студенческих почти все работы Колберга так или иначе имели отношение к нравственному развитию. В отличие от всех остальных известных психологов, он был всю жизнь верен одной теме. В своих главных исследованиях он предлагал испытуемым разрешить гипотетические моральные дилеммы. Например, муж украл лекарство для своей больной жены, потому что аптекарь запросил за него грабительскую цену: следовало ли этому человеку красть? Или сюжет на военную тему: кого следует послать на верную смерть, чтобы спасти целую роту, — солдата, которого все недолюбливают, потому что из-за него постоянно возникают неприятности, или больного солдата, которому недолго осталось жить? Колберг анализировал не сами ответы испытуемых, а их обоснования  и классифицировал их по стадиям нравственного развития. Стадия 1: ориентация на наказание и подчинение — испытуемые слепо верят, что все поступки, запрещенные законом или авторитетной фигурой, являются дурными. Стадия 2: инструментальная релятивистская ориентация — испытуемые осознают, что в любом споре участвуют две стороны, и выбирают ту точку зрения, которая им выгоднее. Наблюдается также тенденция к сотрудничеству по принципу «зуб за зуб». Стадия 3: межличностная ориентация на соответствие примеру «хороший мальчик —хорошая девочка» — поступок оценивается в зависимости от того, насколько он соответствует общепринятым нормам «хорошего» или «красивого» поведения. Стадия 4: ориентация на закон и порядок — испытуемые взвешивают оба возможных решения дилеммы, но в конце концов  выбирают вариант, более соответствующий букве закона. Стадия 5: социально-контрактная легалистическая  ориентация — испытуемые способны осознать, что некоторые законы могут быть неправильными и должны быть изменены, если с этим соглашается большинство. Тем не менее даже если закон глупый, ему следует подчиняться до тех пор, пока он не будет изменен соответствующими инстанциями. Стадия 6: универсальные этические принципы — испытуемые осознают, что существуют общечеловеческие права и принципы, которые важнее, чем законодательство какой-либо страны, если оно им противоречит.

Дата: 02 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 20+11-9