Мотивированное восприятие человека
Мы отмечали, что люди часто используют быструю обработку информации, основанную на эвристических стратегиях, когда суждения не имеют для них особенной важности, но способны переключаться на более систематический способ обработки информации в тех случаях, когда суждения важны для них. Эта перспектива двойственной обработки информации также имеет значение при восприятии другого человека. Например, иногда нам необходимо сформировать точное впечатление. Мы можем попытаться решить, будет ли определенный студент нашим коллегой на лабораторных занятиях, следует ли нам попросить друга позаниматься с нами по химии или нам следует обратиться к надежному человеку из математического класса. Потребность в точности обычно инициирует более подробный и менее подверженный искажениям сбор информации о человеке. В одном исследовании студентов попросили провести интервью с кандидатом на работу. Половине из них намекнули на то, что кандидат будет неприятным, а другой половине ничего о нем не сообщили. Кроме того, одним студентам предложили сформировать точное впечатление об объекте, а других об этом не просили. Те студенты, перед которыми не была поставлена цель, ориентированная на точность, сформировали об этом человеке весьма негативные впечатления, соответствующие заранее определенным ожиданиям. Однако те участники, которых просили быть точными, сформировали более позитивные впечатления, противоречащие первоначальным ожиданиям, используя более подробный и менее подверженный искажениям способ сбора информации об объекте. Таким образом, необходимость быть точным обычно приводит к более тщательной и систематической обработке информации о людях, чем это происходит в случаях, когда точность не является целью.
Впечатление одного человека о другом зависит и от того, какой тип взаимодействий с другим человеком он прогнозирует. Зависимость от результата — точнее, ситуация, при которой достижение собственных целей индивида в значительной степени зависит от поведения другого человека, — обычно приводит к тому, что индивид формирует осторожное впечатление о другом человеке. Участники исследования, чьи цели не зависят от поведения другого человека, склонны формировать свои впечатления быстро и небрежно.
Дата: 09 августа 2012