Моральное развитие
Как отмечалось выше, Пиаже провел несколько значимых исследований, посвященных нравственному развитию, хотя он подходил к этой теме в основном с точки зрения интеллектуального развития. Он утверждал, что моральные принципы складываются из четырех главных составляющих: представлений о правилах, хорошем и дурном, лжи и справедливости. Эти представления формируются в соответствии с фундаментальной концепцией перехода от гетерономии к автономии. В подтверждение этой концепции Пиаже приводил данные наблюдений за играющими детьми и выделял несколько уровней сознательности. Примерно до двух лет дети подчиняются моторным правилам — ребенок играет без всяких «правил», в том смысле как их понимают взрослые, и его действия ограничиваются только его физическими возможностями. Затем появляются эгоцентрические правша — играя, ребенок подражает старшим детям, но еще плохо понимает сущность социальных взаимодействий, из которых состоит игра. Вслед за этим наступает этап кооперативных правил — ребенок подчиняется правилам и считает их нерушимыми и необходимыми. Теперь игра уже включает настоящие социальные взаимодействия. На последнем этапе формируются кодификационные правила, то есть ребенок осознает, что игроки могут договориться об изменении правил, чтобы они соответствовали конкретным ситуациям. Параллельно этому процессу происходит изменение представлений ребенка о назначении правил. На самом раннем этапе ребенок попимает только то, что игра — это добровольная деятельность. В дальнейшем он считает правила священными и нерушимыми, после чего осознает, что правила можно изменять по взаимному соглашению игроков.
Дата: 04 марта 2013