Методология исправления поведения у ребёнка
Нужно показать ребёнку, что упорство, непризнание своих ошибок и недостатков является ещё большим недостатком, чем допущенный проступок. И, наоборот, признание своих ошибок, желание их исправить не только не унижает человека, но вызывает уважение к нему со стороны других людей.
О том, как надо пользоваться методом убеждения в воспитании детей, интересный пример приводит К. В. Махова. Обнаружив, что сын её Джаник солгал, она ничего ему не сказала, а потом, вечером, когда она обычно занималась с детьми, будто случайно прочитала детям маленький рассказ «Лгун» Л. Н. Толстого. «Этот рассказ, не имевший прямого отношения к беспокоившему меня факту,— говорит К. В. Махова,— помог мне начать беседу о лжи и о том вреде, который она приносит. Я попутно вспомнила о своей школьной подруге, скрывшей от матери какой-то незначительный проступок. Потом эта девочка долгое время страдала от недоверия к ней родителей, сомневающихся в каждом её слове, в каждом её поступке. Дети слушали меня внимательно, а Джаник — с большим волнением. Через некоторое время я заметила, что Джаник сидит перед открытой книгой и плачет.
— Что с тобой? Болит что-нибудь?
— Нет,— ответил он и продолжал плакать.
— Иди сюда! — Он подошёл, не переставая плакать. Потом бросился ко мне и спрятал заплаканное лицо у меня на груди:
— Мамочка, я тебе неправду сказал вчера» 1.
К. В. Махова поступила, как опытный педагог. Она могла угрозами вынудить мальчика признаться во лжи и наказать его. Но она предпочла действовать убеждением и добилась того, что мальчик сам признался в своей вине, глубоко её пережил и с тех пор никогда больше не лгал. В данном случае наказание и угрозы не принесли бы пользы, так как ребёнок, сознавшись под влиянием страха, но не осознав всей тяжести проступка, мог бы и впредь лгать, но более умело.
Дата: 29 ноября 2013