Литературный сюжет истории
Поначалу рассказы о приводящих в содрогание делах при папском дворе служили не столько сладострастному смакованию пикантных подробностей, сколько политическим играм, имевшим целью смещение Папы. Как всегда при распространении слухов и легенд, они скоро становятся самостоятельными и продолжают жить, если их распространение не пресекает чья-либо влиятельная политическая или финансовая заинтересованность.
Поначалу причиной мог быть просто гнев: гнев римских знатных фамилий, основанный на том, что в лице Борджиа папский престол занял иностранный клан и теперь без стыда раздает должности и теплые местечки своему племени и своим любимцам. В конце концов, в течение многих столетий вопрос о выборе Папы римляне решали в своей среде.
“Литературный» сюжет истории с ее аморальностью и участием сатаны тоже мог быть причиной сотворения легенд вплоть до 19 в. Где однажды нашли клад, там ищут снова.
Как мы отметили, уже первые «свидетельства» современников были смесью протокола и литературного вымысла. Другими словами, первоисточник был замутнен. Все, кто черпал из этого источника, использовали для своих исторических разысканий сомнительный материал.
Это можно сказать и о первом биографе Александра VI, политике и историческом писателе Франческо Гвиччардини (1483-1540). Марион Германн-Рентген доказывает, что Гвиччардини, так сказать, увлечен полетом фантазии и без колебаний переносит в мир Александра моральные представления своего времени, т.е. Реформации и контрреформации. Если сегодня – с позиций, закрепившихся в историографии с 19 в. почитать тексты Гвиччардини, то бросается в глаза безудержно пропагандистский стиль его писаний. Например: «Змей Александр скончался. Своим безмерным честолюбием и заразным коварством, примерами ужасающей жестокости, чудовищного сластолюбия и неслыханной скаредности, не делающих различия между святыми и нечестивыми делами, он отравил весь мир».
Дата: 01 марта 2013