Лев Выготский

 

Взгляды Пиаже часто сравнивают с воззрениями Льва Выготского, русского исследователя, разрабатывавшего столь же многогранную теорию, которая не была завершена из-за его преждевременной смерти. Выготский утверждал, что главную роль в развитии ребенка играют социальные факторы, которые являются основной движущей силой его интеллектуального развития. Например, он считал, что речь сначала является для ребенка средством социальной коммуникации, а уже затем «интериоризируется» как способ мышления. Кроме того, он считал, что дети могут понимать интеллектуальную деятельность более развитых детей, и ввел концепцию зоны ближайшего развития, которая описывает диапазон возможностей ребенка «заглянуть вперед» и усвоить более «продвинутые» методы мышления. Таким образом, одной из движущих сил развития является взаимодействие с другими, причем младшие дети стараются догнать старших.

Такая точка зрения в корне отличается от позиции Пиаже. Пиаже считал, что главной движущей силой развития являются внутренние потребности; ребенок переходит с одной стадии на другую в основном потому, что не может объяснить свои наблюдения, пользуясь уже имеющимися у него элементарными навыками логического мышления. С точки зрения Выготского, мышление развивается главным образом в процессе социального взаимодействия. Неудивительно, что Выготский подчеркивал значение обучения, считая, что оно способствует развитию мышления. По мнению Пиаже, обучение, наоборот, иногда может оказывать тормозящее влияние на развитие, поскольку ребенок не учится самостоятельному мышлению. Еще одно различие между этими двумя теориями состоит в том, что в них придается различное значение речи. Для Выготского речь и мышление тесно связаны между собой. Пиаже рассматривал речь в основном только как способ выражения мысли и не более того.

Психологи ведут нескончаемые дебаты о достоинствах и недостатках теорий Выготского и Пиаже. Однако в любом случае сколько-нибудь объективное сравнение этих теорий невозможно, поскольку Пиаже прожил долгую жизнь и создал всестороннюю теорию, в то время как Выготский умер молодым, по-видимому, не успев полностью развить свои идеи. Тем не менее накоплены достаточно убедительные данные, свидетельствующие о том, что культура оказывает на развитие значительно более сильное влияние, чем готов был допустить Пиаже . Кроме того, часто рецензенты выдают за «теорию Выготского» свои собственные толкования его идей и разработки на их основе, поэтому мы воздержимся от дальнейших сравнений. ,

По-видимому, здесь пора завершить обсуждение «больших» теорий интеллектуального развития  и перейти к рассмотрению других областей исследований. У читателей может сложиться впечатление, что всеобъемлющая теория Пиаже и критические отзывы на нее являются главным предметом исследования в психологии развития, а все остальные темы только играют вспомогательную роль в исследовании этого «главного вопроса». В действительности хотя специалисты в области психологии развития постоянно ведут дебаты о модели Пиаже и предпринимают попытки создать столь же всеобъемлющую теорию, они проводят активные исследования, посвященные другим важным темам.

Можно было бы упомянуть множество таких областей, поскольку все сферы психологической жизни человека развиваются. На самом деле, о какой бы сфере человеческой психики мы ни подумали, от музыкальных способностей до сексуальности, почти наверняка кто-нибудь уже исследовал ее развитие. Однако мы сосредоточимся на трех часто упоминаемых областях исследований — это раннее детство, формирование привязанностей и нравственное развитие, поскольку ознакомление с ними позволяет понять, насколько широк диапазон тем, изучаемых психологией развития.

Дата: 09 марта 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 3*2-3