Культурные новации

 

Проблема выявления источников подобных культурных новаций вновь всплыла в 1966 году в ходе беседы с моим коллегой, доктором Лейном Конном. Мы начали свою дискуссию с предположения, что многие новации в области информации, моды и стиля поведения распространяются в обществе «по цепочке», от человека к человеку. Ближайшие примеры — модные словечки или анекдоты; сюда же относятся слухи или повсеместное распространение антинаучных установок, хотя последнее — явления более высокого уровня. Мы задались вопросом: возможно ли, обратившись к какой-либо информации, которая циркулирует в обществе, реконструировать путь ее распространения от первоисточника, прося каждого носителя этой информации сказать нам, где он услышал эту информацию, и затем вести исследование последовательно, шаг за шагом, до тех пор, пока мы не выйдем на первоисточник. Чтобы избежать искажающего влияния средств массовой информации, мы ограничились сообщениями, которые'', судя по всему, распространялись помимо радиопередач или газетных публикаций. Мы исходили из того, что источником сообщений, анекдотов или модных словечек в конечном счете является вполне конкретный человек и что проследить их путь вплоть до первоисточника принципиально возможно. Мы рассматривали, например, возможность того, что так называемые «польские анекдоты», которые одно время наводнили всю страну, исходят от вполне конкретного человека, попивающего пиво в каком-нибудь чикагском баре. Таким образом, посредством системного изучения всей сети распространения информации мы сумели бы найти его, подобно тому, как метод поиска в нашем «тесном мире» выводит точно на искомое лицо.

Случилось так, что это широкомасштабное исследование так и не было начато, но уже на следующий год в моем семинаре по экспериментальной социальной психологии было предпринято экспериментальное исследование путей распространения информации на гораздо более скромном уровне.

Дата: 19 ноября 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 4*4-6