Кто имеет уши да слышит

 

Феномен избирательного внимания известен, по-видимому, уже много веков и используется в манипулятивных целях. Изучение живописных полотен, а в последнее время — рекламных объявлений и панелей управления техникой показывает, что художники и дизайнеры могут эксплуатировать такое свойство человеческого внимания, как избирательность. Очевидно, что объекты, изображенные на картине на заднем плане в одной плоскости, как бы направляют взгляд зрителя в композиционный центр картины. Создатели рекламы пишут текст разноцветными буквами неодинакового размера и помещают его на фоне привлекательной картинки, чтобы заставить потенциального покупателя прочитать рекламное сообщение. Панель управления можно сконструировать таким образом, чтобы в поле зрения «естественно» попадала наиболее важная информация, а менее важные данные оставались на периферии поля зрения. Хотя использование этих приемов говорит о молчаливом признании свойства избирательности внимания, их нельзя считать строгим научным исследованием этого явления.

Современный подход к исследованию избирательного внимания сложился в 1950-е годы, когда была проведена серия экспериментов по изучению феномена коктейль-вечеринки. Под этим названием подразумевается ситуация, с которой человек сталкивается на вечеринке, когда он сосредоточивается на разговоре со своим собеседником, «отключаясь» от множества других разговоров, происходящих в комнате в это же время. В 1950-е годы Черри занимался систематическим изучением этой проблемы. Он давал своим испытуемым задание на повторение. В основной версии этого эксперимента испытуемый одновременно прослушивает через стереонаушники два сообщения, причем одно из них он слышит левым ухом, а другое — правым. Испытуемого просят повторить сообщение, услышанное каким-либо одним ухом, не обращая внимания на то, что он слышит другим ухом. Например, если в правом наушнике испытуемого звучат слова «1,2, 3,4», а в левом — «а, Ь, с, d» и испытуемого просят повторить то, что он слышит левым ухом, то он должен сказать «а, Ь, с, d», а не «1,2, 3, 4» или, например, «а, 2, Ь, 4». Черри обнаружил, что выполнить задание трудно или даже невозможно, если оба сообщения читаются одним и тем же голосом, однако задание упрощается, если сообщения читают разные голоса. В одном из вариантов эксперимента Черри одновременно подавал оба сообщения в оба наушника. Повторение одного из сообщений при таких условиях становилось практически невозможным. Иначе говоря, Черри продемонстрировал, что для избирательного прослушивания одного сообщения необходимо, чтобы оно отличалось от остальных сообщений по характеру и направлению звука.

Дата: 05 января 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 17+6-5