Критика бихевиоризма

 

Если мы принимаем гипотезу о том, что научение происходит посредством формирования связи между стимулом и реакцией, то нам необходимо продемонстрировать, что можно усилить эту связь, ничего не зная о внутрипсихических процессах. Как мы уже видели, единственное решение этой задачи — предположить, что на силу связи можно влиять через поощрения и наказания. Американский психолог Эдвард Толмен  продемонстрировал, что в некоторых случаях поведение невозможно объяснить в рамках этой модели. В одном из его экспериментов крыс помещали в лабиринт, из которого они должны были выбраться. На выходе из лабиринта некоторые крысы получали вознаграждение, а другие не получали ничего. При повторении этого эксперимента в последующие дни крысы, получавшие вознаграждение, преодолевали лабиринт все быстрее и быстрее, в то время как крысы, не получавшие вознаграждения, каждый раз находили выход примерно за одно и то же время. Такой результат полностью соответствует прогнозу, сделанному на основе бихевиористской теории. У крыс, получающих вознаграждение на выходе из лабиринта, поисковое поведение подкрепляется, поэтому они научаются проходить через лабиринт быстрее. Поведение крыс, не получающих вознаграждения, не подкрепляется, поэтому они не улучшают свой результат. На самом деле из бихевиористской теории следует, что крысы, не получающие вознаграждения, вообще ничему не научатся, потому что у них отсутствует мотивация. Однако результаты эксперимента Толмена противоречили этому выводу. Когда Толмен начинал вознаграждать крыс, прежде не получавших вознаграждения, то им вскоре удавалось преодолевать лабиринт так же быстро, как крысам, которые постоянно получали награду. Например, крыса, впервые получившая вознаграждение на шестой день испытаний, к восьмому или девятому дню находила выход из лабиринта примерно за такое же время, как крыса, которую вознаграждали с самого первого дня. Тут возникает вопрос, неразрешимый в рамках бихевиористской модели. Каким образом прежде невознаграждаемым крысам удавалось так быстро «догонять» тех, которые всегда получали поощрение? Единственное возможное объяснение состоит в том, что в те дни, когда крысы бродили по лабиринту, еще не рассчитывая что-нибудь получить, у них сформировалась «ментальная карта» лабиринта. А согласно ортодоксальной бихевиористской модели это невозможно, поскольку ментальные карты не укладываются в рамки концепции «стимул—реакция».

Дата: 16 февраля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 7*8-6