Конформность, уступчивость и подчинение

 

Социальных психологов очень интересует вопрос о границах человеческого послушания. Ясно, что психологи не нашли верного способа подчинения людей чужой воле, иначе они правили бы миром. Тем не менее они описали и классифицировали приемы, с помощью которых можно заставить или уговорить человека вести себя так, как желают другие. Обычно выделяют три основных типа вынужденного поведения: конформность, уступчивость  и подчинение.

Если бы кто-нибудь составил перечень «психологических суперхитов», то эксперимент Милграма по исследованию конформности  несомненно попал бы в первую десятку. Этот эксперимент  напоминает довольно грубую шутку или бестактный розыгрыш. Два человека — А и Б — участвуют в «обучающем эксперименте». Им говорят, что один из них будет играть роль учителя, а другой станет учеником. Они тянут жребий, и А выпадает быть учителем, а Б — учеником. Б усаживают в кресло, пристегивают ремнями и объясняют, что к креслу подведены электроды от генератора электрошока. Затем А получает слабый электрошок, чтобы он почувствовал, что это больно. После этого он переходит в соседнюю комнату, откуда он не может видеть Б, но слышит его голос1. А начинает читать вслух вопросы, а Б должен на них отвечать. Каждый раз, когда Б дает неправильный ответ, экспериментатор велит А включить генератор электрошока и «наказать» Б. По ходу эксперимента А получает указания увеличивать силу электрошока, хотя на панели генератора загорается сигнальная лампочка, предупреждающая о том, что дальнейшее повышение напряжения «опасно». Б кричит из соседней комнаты, что ему больно. Если А колеблется или отказывается нажимать на кнопку, экспериментатор говорит ему «вы должны продолжать», «необходимо закончить эксперимент» или еще что-нибудь в этом роде. Б опять отвечает неправильно, — согласится ли А увеличить напряжение свыше установленного предела безопасности и воздействовать на Б самым сильным, опасным для здоровья электрошоком?

Люди, которым неизвестны результаты эксперимента Милграма, ознакомившись с его описанием, утверждают, что испытуемый А вскоре после начала эксперимента откажется от дальнейшего участия в нем. Они не могут представить себе, что один человек может причинять сильную боль другому человеку, особенно в такой ситуации, как обычный «обучающий эксперимент», — это слишком отвратительно. Примерно такого же мнения придерживались психиатры и другие знающие специалисты, к которым Милграм обращался за прогнозами до проведения эксперимента. Тем не менее в оригинальном исследовании никто из участников не отказался «наказывать» ученика электрошоком, пока напряжение не было повышено до 300 вольт, и — трудно в это поверить — 65 % участников воздействовали на ученика электрошоком максимальной силы. Читатель может предположить, что Милграм всегда выбирал на роль учителей психопатов, но впоследствии этот эксперимент многократно воспроизводился с участием людей, принадлежавших к различным группам и культурам, в том числе и женщин, которые вели себя примерно так же, как мужчины.

Теперь пора сообщить читателю одну важную вещь — на самом деле участник Б не подвергался воздействию электрошока. Он был помощником экспериментатора, и при распределении ролей все было подстроено таким образом, что ему всегда «выпадал» жребий быть учеником. Его возмущенные крики и стоны были актерской игрой, однако участник А этого не знал. Он был уверен в том, что причиняет ученику боль. Почему же он соглашался на это?

Дата: 23 апреля 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 5*6-2