Как же проводят геологическую съемку аэрогамма-методом?
Сначала самолеты вылетают для предварительного изучения местности. Они определяют обычную радиоактивность, т. е. фон горных пород исследуемого района. Этот фон вносят как одну из поправок в расчеты. Потом приступают к съемке. В воздухе на высоте 50—100 метров прокладывается невидимая сетка маршрутов. Включены радиометры. Приняты показания. И тут же опера- тор-геофизик или машина-автомат обрабатывают результаты разведки, вносят необходимые изменения, учитывая и высоту полета, и рельеф местности. Потом линии маршрутов накосят на геологическую карту. Записывают на карте величину радиоактивности. И вот теперь видны участки повышенного гамма-излучения. Теперь ясно, где нужно будет вести окончательные поиски. Так ищут месторождения радиоактивных элементов. Так можно искать и залежи нефти, газа.
Самолет поднимается с аэродрома. Внизу сибирская тайга. Непроходимая, болотистая. Неискушенный пассажир взглянет вниз и подумает: «Здесь не только глубинную нефть, но вообще трудно что-нибудь увидеть». Но опытному воздушному геологоразведчику не надо будет и на землю смотреть. Чуткие радиометры сами подскажут вероятность нахождения нефтяных залежей. Такая разведка нефти—дело недалекого будущего.
Дело в том, что там, где много нефти, гамма-излучение понижается, становится подчас в несколько раз меньше естественного радиоактивного поля Земли. Нефть, как известно, активно испаряется. Улетучивающиеся углеводороды поглощаются толщами вышележащих пород, что препятствует нормальному поглощению радиоактивных элементов, и радиоактивность участка снижается.
«Молибдена руду искать...». В заглавии — строчки из любимой песни наших геологов. Они усиленно ищут этот редкий металл. Автомобильная, авиационная, станкостроительная промышленности требуют молибдена. Очень необходим молибден и химии, так как он устойчив против реактивов, особенно там, где происходит органический синтез. Его электроды делают прочнейшими сварочные швы. Цветные металлы от добавки молибдена начинают смело сопротивляться любой коррозии.
Дата: 02 сентября 2014