К проблеме соблюдения социальных норм: эксперимент в метро

 

Экспериментатор стоял, держа в руках дешевый детектив. Ожидалось, что столь незамысловатая мотивировка просьбы приведет к тому, процент успешных просьб будет значительно ниже. Ожидание подтвердилось: экспериментаторам уступали места значительно реже. В терминах Шеффа, чересчур тривиальная мотивировка предотвратила процесс нормализации; испытуемые не могли счесть просьбу экспериментатора достаточно адекватной.

3.Третья экспериментальная ситуация была введена в связи с тем, что мы предполагали, что испытуемые могут быть удивлены просьбой в такой степени, что не успеют сформулировать подходящий ответ5. Возможно, они уступали свои места потому, что это сделать это было легче, чем мгновенно найти мотивировку для отказа. Таким образом, эта ситуация была предусмотрена для того, чтобы предоставить испытуемым больше времени для формулировки ответа. Для этого было необходимо дать пассажирам понять, что в вагоне находятся претенденты на их места. Экспериментатор и его напарник входили в вагон метро через разные двери и останавливались перед испытуемым. Затем меж

1. Полный хи-квадрат для всех четырех экспериментальных ситуаций, объединяющий испытуемых, уступивших место, с теми, кто просто подвинулся = 9,44, df = 3, р < 0,05.

2. Z тест между ситуацией без мотивировки и ситуацией с тривиальной мотивировкой просьбы: Z = 2,3, р < 0,05.

3. Z тест между ситуацией без мотивировки и ситуацией невольно подслушанного разговора: Z = 2,7, р < 0,05.

4. Z тест между ситуацией без мотивировки и ситуацией с предъявлением просьбы в письменной форме: расхождения нет.

5. Как указывает Гоффман, ответить отказом на просьбу, на первый взгляд, очень просто, поскольку адресат просьбы не обязан удовлетворять ее, он может ответить и отказом. Но при этом человек не может просто сказать «нет», а должен как-то мотивировать свой отказ. Для того чтобы осознать, что в данном случае нет необходимости в такой мотивировке, требуется время. Многие испытуемые уступили свои места лишь потому, что не знали, как не сделать этого.

— Что?

—Как вы считаете, это ничего, если я попрошу кого-нибудь уступить мне местечко?

—Я не знаю, — отвечает напарник абсолютно безразличным голосом. Разговор велся достаточно громко, так что пассажиры, сидящие рядом, не могли не услышать его. Таким образом сидящие пассажиры предупреждались о возможности обращения к ним с просьбой освободить место. Они получали время на размышление, чем сводился на нет компонент внезапности, присутствующий в предыдущих ситуациях.

Дата: 09 мая 2014



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 20+1-4