Истоки морального развития у ребёнка
Что касается представлений о хорошем и дурном, то Пиаже утверждал, что сначала детям свойственен нравственный реализм — они придают главное значение букве, а не духу закона и считают, что поведение следует оценивать по его последствиям, а не по намерениям человека. Пиаже приводил в подтверждение своей точки зрения данные экспериментов, в которых детям рассказывали различные истории и просили оценить поведение их персонажей. Например, в одной истории описывалось, как ребенок, делая доброе дело, случайно сломал много вещей, в то время как баловник, совершая дурной поступок, испортил только какую-то пустяковую вещицу. Дети в возрасте до 7 лет обычно считали, что первый ребенок более «плохой», потому что последствия его действий намного вреднее. Дети старше 7 лет, как правило, давали противоположные оценки. Такой сдвиг в сторону подхода, который в западных культурах считается более гуманным и толерантным, прослеживается и в развитии представлений о «лжи». В возрасте до 5 лет дети обычно имеют весьма туманное понятие о лжи — для них это просто «плохие слова». С 5 до 7 лет оно сменяется драконовскими представлениями, согласно которым ложью считаются все слова, не соответствующие действительности. С 8 до 10 лет определение лжи несколько смягчается — случайные ошибки уже не относятся к категории лжи. Только начиная с 10 лет или даже позднее ребенок осознает, что под ложью подразумевается преднамеренный обман. Нравственный реализм опять играет свою роль. Дети, которым присуща эта черта, обычно оценивают ложь по ее последствиям. Поэтому они считают, что непреднамеренное сообщение неверной информации, которое привело к серьезным неприятностям, заслуживает большего осуждения, чем преднамеренная ложь, не повлекшая за собой серьезных последствий. Нравственный реализм оказывает на развитие представлений о лжи более сильное влияние, чем на развитие понятия хорошего и дурного, и только примерно с 10 лет он изживается полностью.
После всего сказанного выше схема развития представлений о справедливости кажется вполне закономерной. Пиаже утверждал, что развитие этой концепции проходит через три этапа. До 8 лет дети считают справедливыми любые решения или приказы авторитетной фигуры. В возрасте от 8 до 12 лет дети полагают, что вознаграждение или наказание справедливо в том случае, если его получают поровну все, кто его заслуживает; никто не должен получить больше или меньше своей «честной» доли. Примерно с 12 лет ребенок начинает оценивать каждую ситуацию индивидуально. Пиаже получил эти данные, анализируя суждения детей о нескольких историях, в которых авторитетная фигура поручала одному ребенку дополнительную работу, поскольку другой ребенок не выполнил свое задание.
Дата: 03 марта 2013