Исследование восприятия у младенцев
Перед тем как завершить обсуждение исследований, посвященных восприятию у младенцев, следует упомянуть еще об одном эксперименте, который считается классическим. Он получил название «визуальный обрыв» . В основе этого эксперимента лежит сложная теория восприятия, однако можно объяснить суть исследования, не углубляясь в теорию. В качестве экспериментального оборудования используется стол, поверхность которого сделана из неотражающего стекла. На одной половине стола прямо под стеклом находится шахматный узор. Тот же самый узор помещен на полу под другой половиной стеклянного стола. Если смотреть сверху, то кажется, что стоять на «твердой» половине безопасно, в то время как вторая половина стола отсутствует, поэтому, сделав шаг вперед, можно упасть на пол с высоты нескольких футов. Существует много вариантов этого эксперимента, но в его исходной версии на «твердую» половину помещали детенышей животных или младенцев, уже способных ползать, и наблюдали за их поведением. Когда в эксперименте участвовали младенцы, то мать ребенка стояла у того конца стола, где заканчивался «обрыв», и звала ребенка к себе. Младенцы подползали к краю «твердой» половины, но обычно не решались двигаться дальше. Такой результат показывает, что младенец этого возраста способен визуально воспринимать высоту, что противоречит многим современным теориям, согласно которым такая способность появляется значительно позднее. В исходной схеме эксперимента имелся один недостаток — ребенок должен был уметь самостоятельно передвигаться, поэтому такой эксперимент можно проводить только с детьми старше примерно 6 месяцев. В дальнейших исследованиях эту проблему удалось обойти: младенца клали на живот в тележку и перемещали по столу, регистрируя его физиологические реакции.
Дата: 05 марта 2013