Идея Хомского: язык един для всех людей
Идеи Хомского были встречены критически, вероятно, из-за того, что ни лингвисты, ни психологи не смогли выяснить, как действует механизм овладения речью.
Исследования в области сравнительной исихологии привели к открытию некоторых форм поведения, которые регулируются генетически, но по сравнению с механизмом овладения речью все они чрезвычайно или относительно просты. Кроме того, хотя гипотеза о существовании врожденного механизма, управляющего процессом овладения речью, позволяет объяснить, почему развитие речи не сводится к механическому заучиванию слов, нельзя пренебрегать такими факторами, как поощрения и влияние окружающих людей. Например, совершенно очевидно, что по сравнению с другими дети, воспитанные в семьях высокограмотных людей, обычно бывают более грамотными, их лексикон богаче, а лингвистические навыки совершеннее. Кроме того, согласно некоторым данным, научение через подражание можно ускорить, если говорить с ребенком на упрощенном языке, которым пользуются многие родители и воспитатели, обращаясь к маленьким детям — взрослые специально многократно повторяют ключевые слова и используют регулярные словесные конструкции. Поэтому кажется вполне вероятным, что роль подражания и влияния внешней среды значительно важнее, чем предполагал Хомский. Однако поскольку человеческая речь не только вообще сложна, но и весьма тесно связана как с коммуникацией, так и с интеллектуальной и социальной жизнью, трудно представить себе такое экспериментальное исследование, которое позволило бы разделить сферы влияния различных факторов без нарушения этических норм экспериментирования.
Дата: 28 марта 2013