Характеристика крайнего смятения чувств
Особенно существенно сплетение интонаций типа «Jodeln» и мелодико-речитативной распевности. Бодрые мужественные интонации воспринимаются не столько как вызов судьбе, сколько как попытка отчаявшегося человека замаскировать свое состояние. Особое значение придает композитор третьей строфе стихотворения. Отказываясь от допустимого толкования этих слов как протеста или обвинения, которое терой бросает в лицо судьбе, Шуберт акцентирует страдальческий облик юноши. На музыке этой строфы лежит печать усталости, изможденности. Тем самым чувство обездоленности, проявившееся с такой силой и ранее, обретает трагический смысл.
Характеристика крайнего смятения чувств героя требует от композитора не только сопоставления разных интонационных сфер, но и их переосмысления. Наиболее показательно в этом плане воплощение слов: «О, bindevonderStirndirabdas :griine, grimeBand!»1. Опираясь на минорный вариант исходной фразы песни, Шуберт ярко воссоздает вспышку боли, тоски, тщетно скрываемых под личиной бодрости и мужественности.
Исключительная интонационная гибкость Шуберта, способность разграничивать, чередовать, противопоставлять тематический материал в рамках единого замысла с особой силой сказывается в песнях, где необходимость членения предусмотрена развитием поэтического образа, например в песне «Моя!» («Mein!»). Опираясь на намеченную в тексте смену радостного, безграничного ликования сосредоточенным раздумьем, Шуберт переходит от мелодики типа «Jodeln», построенной на повторении кратких аккордовых мотивов, к более широкому напеву декламационно-ариозного склада. Параллельно происходит и смена тональностей. D-durпереходит в B-dur.
Сайт художника: www.geyko
Дата: 11 сентября 2016