Гуманистическая терапия

 

Так же как когнитивная, гуманистическая терапия имеет много форм. Одной из наиболее известных является клиент-центрированная терапия, основанная на теории личности Роджерса. Неудивительно, что главный принцип этой теории состоит в том, что основной целью каждого человека является самоактуализация, то есть полная реализация всех его  качеств и возможностей. Эта теория, в свою очередь, построена на более ранней теории Абрахама Маслоу, который разработал модель иераросии потребностей. Как понятно из названия модели, она подразумевает, что человеческие потребности и желания располагаются в иерархическом порядке, который можно символически представить в виде пирамиды. В «основании» пирамиды находятся физиологические потребности в пище, крове над головой и т. п. Выше расположены потребности в безопасности, затем социальные потребности. Над ними находится потребность в самоуважении, а венчает пирамиду потребность в самоактуализации, то есть высшая цель человека. Однако достичь самоактуализации чрезвычайно трудно. Как может помочь психотерапевт? Роджерс считал главным компонентом процесса лечения безусловное положительное внимание к пациенту. Иначе говоря, пациент должен ощущать некритичное принятие и теплоту по отношению к себе — это позволит ему оставаться верным своему истинному «Я». На первый взгляд это похоже на поощрение эгоизма, но имеется в виду скорее принятие человека таким, как он есть, чем разрешение ему делать все что угодно. Поскольку среди других задач терапии достижение конгруэнтности  и эмпатического понимания, то ясно, что речь не идет о чистом эгоизме. Роджерс считал, что самоактуализации человека мешает неправильное развитие. В частности, авторитетные фигуры  оценивают действия ребенка, и их оценки могут не соответствовать его истинной мотивации или убеждениям. Такие оценки называют условным положительным вниманием — другими словами, ребенок получает похвалу и любовь только тогда, когда он делает то, что хочет авторитетная фигура. Кроме того, надо подчеркнуть, что здесь необходим прагматизм. Например, если вы не даете ребенку сунуть руку в огонь, то это не означает, что вы мешаете развитию его личности. Тем не менее не следует запрещать ему исследовать мир только потому, что он делает это «не по правилам». Ребенок таким образом поймет, что иногда приходится подавлять свои собственные желания, чтобы заслужить любовь. Такие конфликты между желаемым и «должным» означают, что человек ведет себя определенным образом потому, что такое поведение вознаграждается, хотя он может желать чего-то другого. Роджерс считал, что подобные конфликты препятствуют развитию личности. Со временем из-за них возникают проблемы, поскольку образ «Я» человека, построенный на противоречиях, не соответствует действительности. Человек испытывает тревогу, и для защиты образа «Я» вступают в действие механизмы психологической защиты.

 

Дата: 09 ноября 2012



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 2*2-4