Гравиметрическая разведка среди геофизических методов
Выход из трудностей — заставить самолет лететь равномерно и прямолинейно, словно по ниточке. Тогда ускорение движения будет сведено к нулю. Но практически это сделать очень сложно. Пожалуй, легче создать загрубленный инструмент, нечувствительный к быстрым изменениям скорости и высот.
Но тогда как быть при учете изменений за длительные промежутки времени полета? Каким образом точно измерить другие помехи? Во-первых, их создают центробежные силы вращения Земли. Стоит самолету с гравиметром полететь на восток — центробежный эффект возрастает. Измеренная сила тяжести уменьшится. Повернет летчик машину обратно — все станет наоборот.
Во-вторых, виновата кривизна земной поверхности. Воздушным разведчикам недр необходимо и тут учитывать перемены сил тяжести. Пришлось ограничиться пока не поисками месторождений, а общими, приближенными гравиметрическими съемками земной поверхности. С этрй целью в 1963 году в воздух поднялся новый реактивный самолет. Американские исследователи дали ему название «Мисс Миллигал».
На земле по-прежнему ведут поиски полезных ископаемых тысячи гравиразведчиков. У них под ногами твердая почва. Она спокойна. Значит, и немного помех, которые мешали бы точным измерениям малейших колебаний в тысячных долях гала.
Дата: 15 сентября 2014