Главное в психологической науке
Существует еще один вариант этой методики — предъявлять новый стимул одновременно со старым и наблюдать, будет ли ребенок рассматривать новый стимул дольше, чем старый. Эта методика носит название «привыкание—новизна» {habituation—novelty technique). Для оценки степени интереса не обязательно измерять время, в течение которого младенец смотрит на стимул. Другим показателем интереса является частота сердцебиения ребенка — ее изменение при появлении нового объекта указывает на то, что ребенок возбужден, следовательно, он, вероятно, заметил, что перед ним нечто новое. Эти исследования можно критиковать по той же причине, о которой говорилось выше, — возможно, ребенок заметил изменение, но не захотел прореагировать на него, однако опять-таки подобная критика кажется излишне строгой.
Еще одним способом исследования предпочтений младенцев является методика пустышки. В этом случае младенцу дают соску-пустышку, к которой подсоединены датчики, регистрирующие интенсивность сосания. Обычно при одной интенсивности сосания ребенку предъявляют один стимул, а при другой интенсивности — другой стимул. Ребенок быстро усваивает это, и если он постоянно сосет пустышку с одной и той же интенсивностью, то это означает, что он хочет, чтобы ему был предъявлен определенный стимул, то есть предпочитает этот стимул, а значит, ощущает различие между ним и предлагаемой ему альтернативой. Методика пустышки была использована в одном из наиболее хитроумных исследований в области психологии младенцев. Часто наблюдаются случаи, позволяющие предположить, что некоторые младенцы воспринимают внешнюю обстановку, еще находясь в материнской утробе. Можно показать, что ребенок еще до рождения способен реагировать на довольно простые стимулы. Например, если осветить живот беременной женщины ярким светом, то можно добиться шевеления плода. В исследовании ДеКаспера и Спенса участвовали несколько беременных женщин, которые в последние месяцы беременности каждый день читали вслух один и тот же отрывок текста. После рождения их младенцев поместили в аппарат, сконструированный для исследований с использованием методики пустышки — в зависимости от интенсивности сосания пустышки автоматически включалась либо запись того отрывка, который матери читали вслух до рождения младенцев, либо запись другого, но похожего отрывка. Интересно, что малыши всегда предпочитали «знакомый» отрывок, даже если его читал незнакомый голос. Это можно объяснить только одной причиной — находясь в материнской утробе, дети слышали этот отрывок и запомнили его настолько хорошо, что способны были узнать после рождения. Дальнейшие исследования показали, что пренатальное познание действительно является чрезвычайно сложным процессом и плод на последних этапах внутриутробного развития способен усвоить гораздо больше, чем предполагалось ранее.
Дата: 06 марта 2013