Гештальт

 

«Гештальт» — немецкое слово, означающее «целостная структура». От него произошло название направления психологии, которое особенно активно развивалось в 1920-е и 1930-е годы. В гештальт-психологии разработано несколько теоретических моделей восприятия, однако все они основаны на одном главном предположении: человек воспринимает целостный образ, а не сумму его отдельных частей. Поясним это на примере. Посмотрите на этот ряд точек:

Сколько ни старайся, невозможно не увидеть, что эти точки образуют прямую линию. Существует некая организующая «сила», заставляющая человека выстраивать из увиденных элементов простейшую возможную фигуру. В более ранних моделях восприятия главное внимание уделялось анализу сложного образа посредством разложения его на элементарные составляющие, поэтому точка зрения гештальт-психологии была совершенно новой и напоминала о том, что главной целью восприятия является опознание воспринимаемого образа. Закон прегнантности способствует достижению этой цели, указывая на внутреннюю потребность человека выстраивать из зрительных образов целостные фигуры. Со временем дальнейшее развитие гештальт-психологических моделей восприятия прекратилось. На основе этих моделей невозможно получить приемлемое объяснение механизмов восприятия — они дают лишь полезное описание происходящих процессов. Кроме того, довольно скучно спорить о том, «что важнее — части или целое?», если можно обойтись без этого, используя такие модели, как модель циклического восприятия Найссера, упомянутая выше.

Последней интересной особенностью зрения, которую мы рассмотрим, являются зрительные иллюзии. В некоторых случаях зрительный образ, воспринимаемый психикой человека, не соответствует действительности. Наиболее известным примером этого феномена является иллюзия Мюллера—Лайера. Если человек видит два отрезка равной длины, расположенные рядом друг с другом, то они кажутся ему одинаковыми. Однако если на концах одного отрезка пририсовать стрелки, обращенные наружу, а на концах другого — стрелки, обращенные внутрь

, то второй отрезок будет казаться более длинным. Очевидно, что это

ошибочное впечатление — отрезки имеют одинаковую длину, что можно проверить посредством их измерения, но тем не менее иллюзия сохраняется даже в том случае, если человеку известно, что отрезки равны. Чем это объясняется? Трудно дать вполне определенный ответ на этот вопрос. Наиболее правдоподобное объяснение кажется довольно сложным. Оно основано на предположении о том, что люди привыкли видеть отрезки со стрелками, обращенными вовнутрь, в углах удаляющихся от них объектов. Точно так же отрезок со стрелками, обращенными наружу, обычно виден при приближении к наблюдателю предмета с заостренными краями. Если изображения двух предметов на сетчатке имеют одинаковую длину, но один из предметов отдаляется от наблюдателя, а другой приближается, то значит, удаляющийся предмет «на самом деле» больше. Таким образом, один из отрезков кажется более длинным за счет интерпретации зрительного образа мозгом. Это интересное объяснение, но, к сожалению, оно не получило убедительного экспериментального подтверждения.

Зрительные иллюзии часто помогают выявить особенности отдельных компонентов системы зрения. Поэтому исследования в этой области имеют в основном узкоспецифическое значение и не заслуживают обсуждения в учебном пособии по общей психологии. Тем не менее они играют важную роль, поскольку иллюстрируют недостатки системы зрения. Когда воспринимаемый образ не соответствует действительности, то это указывает на скрытые особенности процессов восприятия, поскольку обычно результатом этих процессов являются ожидаемые изображения. Кроме того, исследование зрительных иллюзий также доказывает, что система восприятия не пассивно регистрирует поступающую в нее сенсорную информацию, а интерпретирует ее.

Дата: 12 января 2013



 

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 11+11-5